Из письма в редакцию:
"Руководителям нашей государственной организации помимо оклада, надбавок и премий выплачивают бонусы.
Можно ли бонусы включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Как их учесть в бухгалтерском учете?
Зинаида Владимировна, бухгалтер"
Бонусы бывают краткосрочными и годовыми
Сразу отмечу, что в настоящее время государственное регулирование в вопросах формирования условий оплаты труда сохранено только в отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %. Указанные вопросы регламентирует Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 (далее – Положение).
В то же время организациям негосударственной формы собственности, в т.ч. организациям, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано также руководствоваться Положением при установлении условий оплаты труда своим руководителям.
Для того чтобы правильно учесть при обложении налогом на прибыль расходов по выплате краткосрочных и годовых бонусов, следует определиться, связаны ли такие выплаты с производством товаров (работ, услуг), имущественных прав и нет ли в отношении их ограничений, установленных налоговым законодательством.
Перечень затрат, неучитываемых при обложении налогом на прибыль, установлен ст. 131 Налогового кодекса РБ (далее – НК) и включает в себя выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной форме, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. вознаграждения по итогам работы за год (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).
Итак, каков же характер рассматриваемых бонусов?
Заработная плата руководителей, условия оплаты труда которых определяются в соответствии с Положением, состоит из оклада, надбавки, премии, бонусов, вознаграждений, выплачиваемых по результатам финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, и иных выплат, предусмотренных законодательством (п. 2 Положения).
Таким образом, краткосрочные и годовой бонусы являются элементами заработной платы.
Краткосрочные бонусы – это выплаты стимулирующего характера за выполнение прогнозных показателей, доведенных в установленном порядке в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, достижение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, другие показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Конкретные размеры, показатели, условия и периодичность выплаты краткосрочных бонусов устанавливает наниматель, и они должны быть закреплены в локальных нормативных актах (подп. 6.2 п. 6 Положения).
Отмечу, что в соответствии с Положением выплата краткосрочных бонусов не исключает возможность одновременной выплаты премий за выполнение тех же показателей. При этом установлено ограничение их общей суммы – не более 3 окладов в расчете за месяц.
Таким образом, в системе стимулирующих выплат краткосрочные бонусы стоят рядом с премиями и так же, как последние, направлены на стимулирование текущих показателей эффективности работы организации. Следовательно, указанные выплаты непосредственно связаны с процессом производства товаров (работ, услуг), имущественных прав и включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении как управленческие расходы.
Годовой бонус – единовременное поощрение в размере до 10 % от полученного по итогам отчетного года прироста чистой прибыли организации, но не более 12 окладов включительно. Выплачивают такой бонус только после подведения итогов работы организации при условии выполнения прогнозного показателя чистой прибыли организации за отчетный год и иных доведенных в установленном порядке прогнозных показателей в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в целом за отчетный год, а также отсутствия задолженности по исполненным гарантиям Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов.
Руководителям организаций, которым в течение отчетного года оказывалась государственная поддержка, годовой бонус может выплачиваться по решению нанимателя только при выполнении в полном объеме устанавливаемых в соответствующих решениях условий государственной поддержки. Конкретные размеры, показатели и порядок выплаты годового бонуса определяются нанимателем, закрепляются в локальных нормативных актах и не подлежат изменению в течение отчетного года.
Годовой бонус не может быть установлен одновременно с выплатой вознаграждения по итогам работы за год.
Таким образом, годовой бонус, по сути, приравнивается к вознаграждению по итогам работы за год и носит характер не стимулирующих выплат, а поощрительных. Он не учитывается при обложении налогом на прибыль, поскольку данный бонус по характеру схож с вознаграждением по итогам работы за год.
Бухгалтерский учет бонусов
В бухгалтерском учете краткосрочные и годовой бонусы также отражают по-разному.
Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде, и включают в себя затраты, формирующие в т.ч. управленческие расходы, а также прочие расходы по текущей деятельности (п. 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).
Краткосрочные бонусы относятся к управленческим расходам и отражаются проводкой: Д-т 26 (44) – К-т 70.
Основано это на нормах п. 10 Инструкции № 102 и пп. 28, 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.
Вознаграждения по итогам работы за год включают в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчет 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" (п. 13 Инструкции № 102).
Надеюсь, я помогла Вам своими разъяснениями.
К сведению читателей
В статье "Бонусы руководителям: можно ли их отнести на затраты при налогообложении?" ("ГБ", 2014, № 42) на с. 84 предпоследний абзац следует читать: "Вознаграждения по итогам работы за год включают в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности" (п. 13 Инструкции № 102)".