__________________
* Данное постановление опубликовано в «ГБ», 2018, № 8, с. 19–28.
Что поменяется в терминологии Инструкции № 66?
Используемые в Инструкции № 66 определения терминов претерпели некоторые изменения, связанные как с уточнением соответствующих норм, так и с совершенствованием порядка расчетов. Рассмотрим нормы, действующие в настоящее время, и новые, которые вступили в силу либо вступят с 1 января 2019 г. (см. табл. 1).
Оформление расчетных документов: с 26 февраля банк не проверяет оттиск печати
Как и ранее, расчетные и иные документы на бумажном носителе по общему правилу заполняются с применением программно-технических средств шрифтом черного цвета.
Ранее в Инструкции № 66 было указано, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и физические лица, а также с письменного согласия банка отдельные юридические лица могут заполнять расчетные и иные документы рукописным способом пастой или чернилами черного, синего либо фиолетового цвета.
В новой редакции указано, что подобным образом могут заполнять расчетные и иные документы физические лица. Сохранилась норма о том, что подписи проставляются пастой или чернилами черного, синего либо фиолетового цвета (п. 6 Инструкции № 66).
Новой является норма, согласно которой при наличии оттиска печати в расчетных и иных документах, поступивших на бумажном носителе, банк не проверяет оттиск печати (п. 7 Инструкции № 66).
Вышеперечисленные новации действуют с 26 февраля 2018 г.
Кроме того, по тексту документа в целом исключено указание на скрепление подписи на расчетных документах оттиском печати.
Более того, Инструкция № 66 дополнена нормой о том, что банк не контролирует наличие в расчетных документах информации о назначении платежа, за исключением случаев, установленных законодательством, договорами, заключенными между банком и клиентом (п. 13 Инструкции № 66). Эта новация действует с 15 февраля 2018 г. |*|
Отзыв (изменение) платежных инструкций
Перечень лиц, которые могут инициировать отзыв (изменение) выданных банку платежных инструкций, расширен, и в него включены не только плательщик и взыскатель, но также и бенефициар. Указанные лица могут отозвать (изменить) выданные обслуживающему банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению (п. 18 Инструкции № 66).
Под фактическими действиями по исполнению платежных инструкций понимаются:
– зачисление денежных средств на корреспондентский счет «Лоро»;
– направление межбанковской платежной инструкции в банк-корреспондент для исполнения платежной инструкции инициатора банковского перевода;
– иные действия, определенные законодательством.
Вышеперечисленные новации вступают в силу с 1 января 2019 г.
В части второй п. 18 Инструкции № 66, как и ранее, указано, что заявление на отзыв (изменение) платежной инструкции должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию. Данное заявление представляют на бумажном носителе в 2 экземплярах или в виде электронных документов, электронных сообщений:
– плательщик – в банк-отправитель по платежным инструкциям, выданным или акцептованным плательщиком;
– бенефициар (взыскатель) – в обслуживающий его банк по платежным требованиям.
Сводное платежное поручение
Комментируемое постановление детализировало порядок оформления переводов денежных средств в адрес нескольких физических лиц, в т.ч. обслуживающихся в нескольких банках (см. табл. 2).
Кроме того, в новой редакции Инструкции № 66 указано, что сводное платежное поручение может исполняться с использованием счетов, предназначенных для учета средств на временной основе.
При переводе денежных средств в иные банки банк-отправитель на основании сводного платежного поручения формирует межбанковские платежные инструкции на перевод денежных средств в пользу бенефициаров – физических лиц по каждому банку-получателю, указанному в сводном платежном поручении |*|.
В случае недостаточности на счете плательщика денежных средств для исполнения сводного платежного поручения в полном объеме допускается его оплата банком-отправителем в пределах денежных средств, имеющихся на счете плательщика, посредством формирования платежного ордера в соответствии с заключенным банком-отправителем и плательщиком договором.
Порядок отзыва сводного платежного поручения определяется в договоре между банком-отправителем и плательщиком.
Возврат плательщику денежных средств, перечисленных банку-получателю (банкам-получателям) на основании сводного платежного поручения в пользу одного или нескольких бенефициаров – физических лиц, осуществляется по заявлению банка-отправителя, оформленному от имени банка или плательщика.
Важно! Указанное заявление не требуется в случаях ошибочного зачисления денежных средств, закрытия счета бенефициара, иных случаях, предусмотренных законодательством.
Все новации, изложенные в данном разделе, вступили в силу с 1 марта 2018 г.