Предварительное информирование
В ТК ЕАЭС усовершенствован подход к предварительному информированию о товарах, перемещаемых различными видами транспорта (ст. 11 ТК ЕАЭС).
Если для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, предварительная информация должна будет подаваться в обязательном порядке, то для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – по желанию.
Предварительная информация в виде электронного документа может быть использована при совершении следующих таможенных операций:
– уведомления о прибытии товаров;
– помещения товаров на временное хранение;
– таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– таможенного декларирования транспортного средства международной перевозки;
– таможенного декларирования экспресс-грузов, ввозимых воздушным транспортом для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В качестве предварительной информации могут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа, при предварительном таможенном декларировании.
Как и ранее, перевозчик обязан представить в таможенный орган предварительную информацию не позднее чем за 2 ч до пересечения транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП) с грузом таможенной границы ЕАЭС.
Такая предварительная информация хранится в информационных системах таможенных органов в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.
Приоритет электронного таможенного декларирования. Письменное декларирование осуществляется в исключительных случаях
ТК ЕАЭС закрепляет приоритет электронного таможенного декларирования наряду с возможностью применения письменного декларирования в исключительных случаях (п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование в письменной форме будет допускаться:
– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
– в отношении товаров для личного пользования;
– в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
– в отношении транспортных средств международной перевозки;
– при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих либо иных документов |*|.
Предварительную информацию либо транзитную декларацию в электронном виде перевозчик в обязательном порядке подписывает электронной цифровой подписью. Порядок приобретения ключей для заверения сведений в электронном виде будет регулироваться законодательством государства – члена ЕАЭС, в таможенный орган которого будет представляться предварительная информация либо транзитная декларация.
Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций
Новеллой ТК ЕАЭС является использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в т.ч. связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров. В данном контексте понимается механизм взаимодействия между регулирующими государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, позволяющий однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования при контроле осуществления внешнеэкономической деятельности.
Документы и (или) сведения для совершения таможенных операций можно не представлять таможенному органу, если их можно получить из информационных систем таможенных и государственных органов стран – членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия (п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС). В частности, это относится к разрешительным документам, сертификатам и пр. (перечень будет размещаться на официальных сайтах таможенных органов, а также доводиться до сведения иным способом распространения информации).
Справочно: на границе белорусская таможенная служба уже сейчас помимо таможенного проводит автомобильный и документарный санитарно-карантинный контроль. Налажено электронное взаимодействие с фитосанитарной, ветеринарной и пограничными службами. Передача таможенным органам функций других контролирующих органов позволит реализовать принцип «одной остановки».
Летом 2017 г. в пункте пропуска «Козловичи» на Белорусско-польской границе проводился эксперимент по осуществлению таможенными органами паспортного контроля в отношении водителей ТСМП. Во время эксперимента среднее время нахождения транспортных средств в пункте пропуска сократилось в 1,5 раза. Такой результат позволяет говорить о возможности передачи функций пограничной службы таможенным органам в отдельных пунктах пропуска на постоянной основе.
Автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров
Отдельные таможенные операции могут совершать таможенные органы посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 3 ст. 82 ТК ЕАЭС).
ТК ЕАЭС установлена возможность автоматической регистрации и выпуска товаров (в т.ч. и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита) с использованием информационных систем, без участия должностных лиц таможенных органов. Информационная система будет анализировать (форматно-логический контроль) информацию и в случае отсутствия рисков нарушения в автоматическом режиме осуществлять выпуск товаров. Время таможенного оформления таких деклараций будет исчисляться минутами.
Справочно: больше года ГТК Беларуси реализует пилотный проект по автоматическому выпуску транзитных товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Благодаря проводимому эксперименту время нахождения транспортного средства международной перевозки в пограничном пункте пропуска составляет 15 мин.
Предусмотрена подача транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов,на основании которых они заполнены
С 1 января 2018 г. подача транзитной декларации в электронном виде не должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в транзитной декларации.
Исключением являются случаи, описанные в п. 8 ст. 109 ТК ЕАЭС (связаны с необходимостью представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдение законодательства государств – членов ЕАЭС, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС).
Справочно: подача транзитной декларации на бумажном носителе в обязательном порядке сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего транзитную декларацию, если иное не установлено законодательством государств – членов ЕАЭС.
Подача декларации на транспортное средство в виде электронного документа также не должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство (ст. 278 ТК ЕАЭС).
Предусмотрена возможность непредставления в таможенный орган электронного вида транзитной декларации
Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
1) если в качестве транзитной декларации перевозчик использует транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в т.ч. предусмотренные международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной (например, книжка МДП либо АТА) |*|;
2) если перевозчик представит в соответствии со ст. 11 ТК ЕАЭС предварительную информацию, содержащую сведения, указанные в п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС;
3) если отсутствуют расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в указанных документах.
При выполнении вышеперечисленных условий подача транзитной декларации может не сопровождаться представлением таможенному органу ее электронного вида(п. 6 ст. 109 ТК ЕАЭС).
Сокращены сроки выпуска товаров(ст. 119 ТК ЕАЭС)
ТК ЕАЭС существенным образом меняет подход к срокам выпуска товаров. Теперь срок выпуска товаров, в т.ч. и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, должен быть завершен таможенным органом в течение 4 ч с момента регистрации таможенной декларации. Исключением являются случаи, если до истечения этого срока:
– в рамках системы управления рисками запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проверки информации, заявленной в таможенной декларации (они не представляются при инициации процесса декларирования), и (или) принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
– потребовалось внесение изменений и (или) дополнений в зарегистрированную таможенную декларацию по обращению декларанта;
– декларантом не соблюдено требование таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию.
При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру транзита, этот срок для таможенного органа ограничен 5 рабочими днями.
В исключительных случаях, указанных в пп. 7–8 ст. 119 ТК ЕАЭС, сроки выпуска товаров по решению руководства таможенного органа могут продлеваться.
(Окончание следует.)
От редакции:
С изменениями в таможенном законодательстве читатели могут ознакомиться в материале Н. Зубик «Что несет с собой новый Таможенный кодекс» («ГБ», 2018, № 7, с. 42–46).