Из письма в редакцию:
«Организация приобрела объекты основных средств: стелу ценовую, указатели въезда и выезда на территорию АЗС. Они представляют собой конструкции, которые опираются на фундамент посредством заранее установленных опорных деталей, представляющих собой гайки для выверки с последующей подливкой цементным раствором. При необходимости конструкции можно смонтировать на других АЗС как на существующий фундамент, так и через устройство нового, а также снять с фундамента и хранить на складе, а на этот фундамент установить новые. Срок их службы рекомендован производителем в паспорте в течение 3 лет. После проведения углубленного ТО с заменой нормативно изношенных элементов стелы срок может быть продлен еще на 3 года. В соответствии с постановлением № 161* стеле можно присвоить шифры 20335 (специальные и рекламные стенды), 47070 (ценовые стелы), 70010 (рекламные (информационные) носители (вывески, указатели); таблички информационные).
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее – постановление № 161).
Объекты не подлежат государственной регистрации.
Просим разъяснить:
1) стела ценовая и указатели въезда и выезда относятся к группе «Сооружения» или «Машины и оборудование»?
2) если стела и указатели не могут отдельно от фундамента выполнять свои функции, можно ли отразить в бухучете основание (фундамент) и надземную часть разными инвентарными номерами или же их следует относить к сооружениям как один объект вместе с фундаментом?
3) может ли организация изменить шифр стелы ценовой со ссылкой на право пересмотра с 1 мая 2017 г. согласно постановлению № 161, если в нем не произошло изменений по этим шифрам? Или шифр нужно изменить с даты покупки с пересчетом амортизации и налога на недвижимость?
Анна Васильевна, бухгалтер»
Организация может самостоятельно классифицировать основные средства, в т.ч. стелу и указатели
Распределение амортизируемых объектов по укрупненным группам на основании действующей классификации – это одна из функций комиссии по проведению амортизационной политики организации (далее – комиссия) |*| (приложение 1 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6).
* Информация о функциях комиссии
Постановлением № 161 утверждены нормативные сроки службы для целей начисления амортизации по видам основных средств. Этот документ не содержит критериев принятия к учету имущества в качестве объектов основных средств, а также трактовки понятий «здание», «сооружение», «машины и оборудование», «инвентарь» и не определяет критерии отнесения объектов к указанным видам активов.
Выбрать группы и подгруппы классификации объектов основных средств, в т.ч. стелы и указателей, должна комиссия с учетом мнения специалистов технических служб организации, входящих в ее состав, исходя из технических и конструктивных характеристик объектов.
В частности, для отнесения объекта к группе 2 «Сооружения» анализируется наличие характеристик, присущих капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Для этого следует обращаться к специальным, в т.ч. техническим нормативным правовым актам, раскрывающим данные понятия.
Справочно: сооружение – объемная, высотная, плоскостная, линейная или комбинированная строительная система, прочно связанная с землей, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и иных потребительских функций. Сооружения подразделяются на объемные, высотные, плоскостные, линейные и комбинированные (подп. 2.67 п. 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Госкомимущества Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11; далее – Инструкция № 11).
Капитальное строение (здание, сооружение) – любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).
Определения терминов «здание» и «сооружение» даны и в техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.
С учетом технических и конструктивных характеристик стелы и указателей и, прежде всего, наличия у них характеристик, присущих сооружениям, комиссия вправе самостоятельно принять решение об их отнесении к одной из групп (шифров) постановления № 161.
При невозможности принятия однозначного решения советую обратиться в компетентные органы за разъяснениями о классификации данных объектов в качестве сооружений.
Фундамент не предназначен для выполнения самостоятельных функций
Принятие к учету стелы и указателей как единого объекта или нескольких инвентарных объектов (в т.ч. учет фундамента как отдельного инвентарного объекта) производится также по решению комиссии. Она должна учесть критерии, содержащиеся в документах по бухучету основных средств и специальных технических нормативных правовых актах, определяющих характеристики капитальных строений (зданий, сооружений) и их элементов.
В бухучете инвентарным объектом основных средств признается:
– или объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
– или комплекс конструктивно сочлененных предметов (далее – комплекс), представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 Инструкции о бухгалтерском учете основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26; далее – Инструкция № 26).
Комплекс |*| – это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса.
* Информация о постановке на учет и амортизации комплексного оборудования
В Инструкции № 11 даны определения сооружений (см. выше) и фундамента, которым является конструктивный элемент капитального строения (здания, сооружения), передающий нагрузку от капитального строения на основание.
На мой взгляд, комиссия должна учесть, что фундамент, несмотря на его конструктивную отделимость от устанавливаемой на нем стелы и указателей, не предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Он служит лишь опорой для указанных объектов и передачи нагрузки от них на основание (участок земли, площадку и т.п.). Он может рассматриваться как конструктивный элемент стелы и указателей, который при их демонтаже утрачивает свои функции и соответственно не может учитываться как отдельный инвентарный объект исходя из норм п. 6 Инструкции № 26.
Правила пересмотра шифров и исправления ошибок
По основным средствам, которые числились в учете на 1 мая 2017 г., организации вправе использовать нормативные сроки службы основных средств:
– или установленные в п. 1 постановления № 9*;
__________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 10.04.2017 № 9 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161» (далее – постановление № 9).
– или примененные для указанных объектов в соответствии с постановлением № 161 (п. 2 постановления № 9).
Данная норма касается возможного пересмотра нормативных сроков службы и шифров основных средств, которые претерпели изменения согласно постановлению № 9. При таком пересмотре амортизацию за предыдущий период не пересчитывают, если изменился срок полезного использования. Если шифр не изменился, то его изменение по решению организации, на мой взгляд, можно трактовать как исправление обнаруженной ошибки в классификации объекта при его принятии к учету.
Допущенные в бухучете ошибки исправляют по правилам, изложенным в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденном постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее – Национальный стандарт).
Справочно: ошибку, допущенную в отчетном году и выявленную до его окончания, исправляют в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражают в составе доходов или расходов отчетного года.
Ошибку, допущенную в отчетном году и выявленную после его окончания, но до даты утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляют в декабре отчетного года дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражают в составе доходов или расходов отчетного года.
Ошибку, допущенную в году (годах), предшествующем (предшествующих) отчетному году, исправляют в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по дебету (кредиту) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и других счетов и кредиту (дебету) соответствующих счетов. При этом в бухгалтерской отчетности корректируют вступительное сальдо каждой связанной с этой ошибкой статьи активов, обязательств, собственного капитала на начало самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности периодов, а также других связанных с этой ошибкой статей бухгалтерской отчетности за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период (пп. 10–12 Национального стандарта).
Если допущенная ошибка в присвоении шифра повлекла за собой неверное установление нормативного срока службы и срока полезного использования |*|, следует пересчитать амортизацию с момента, когда эта ошибка была допущена.
* Информация о сроках полезного использования основных средств
Надеюсь, мои разъяснения и советы были Вам полезны.
Искренне Ваша, Ольга Павловна