4. Выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта
Принимая указанные решения, комиссия тем самым оказывает влияние на размер амортизационных отчислений в каждом отчетном периоде. Эти решения принимают исходя из условий, потребностей воспроизводства, утвержденных бизнес-планов, планов технологического обновления и реструктуризации производства, сложившейся конкурентоспособности товаров, продукции (работ, услуг) |*|.
* Информация об определении нормативных сроков службы основных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Наибольший срок полезного использования, которому соответствует наименьшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают по усмотрению комиссии при освоении рынка, ухудшении возможности реализации продукции (работ, услуг) по причине их неконкурентоспособности.
Наименьший срок полезного использования, которому соответствует наибольшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают в случаях высокой конкурентоспособности производимой продукции (нарастание объема продаж, благоприятная конъюнктура рынка) с учетом особенностей отдельных видов производства (п. 21 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6).
В процессе дальнейшей эксплуатации объектов основных средств и нематериальных активов по решению комиссии производится пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Такой пересмотр производят в строго оговоренных Инструкцией № 37/18/6 случаях. Вместе с тем именно комиссия определяет наиболее возможный и приемлемый для каждого объекта вновь устанавливаемый срок.
Ситуация 4. Определение нормативного срока службы автомобилей (нового и ранее находившегося в эксплуатации)
Организация приобрела 2 легковых автомобиля – новый и ранее находившийся в эксплуатации. В соответствии с постановлением № 161* организация отнесла автомобили к шифру 50418 с нормативным сроком службы 7 лет. В документации завода-изготовителя на новый автомобиль содержится информация о сроке службы – 10 лет.
_________________________
* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
Как определить нормативные сроки службы данных автомобилей?
Если срок эксплуатации объекта основных средств, устанавливаемый организацией-изготовителем в технической документации, отличается от значения нормативного срока службы, указанного в классификации амортизируемых основных средств на срок, равный 1 году и более 1 года, комиссия вправе определить нормативный срок службы по сроку эксплуатации, указанному в технической документации органи-зации-изготовителя (п. 17 Инструкции № 37/18/6).
То есть в отношении нового автомобиля комиссия может установить нормативный срок его службы равным указанному в постановлении № 161 (7 лет) либо равным указанному в документации завода-изготовителя – 10 лет.
В отношении автомобиля, ранее уже находившегося в эксплуатации, комиссия вправе:
1) определить нормативный срок службы вдвое ниже соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств (3,5 года);
2) если срок фактического использования автомобиля на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств (т.е. в данном случае срок фактического использования автомобиля должен быть 7 и более лет), определить нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Ситуация 5. Определение срока полезного использования здания после его реконструкции
На балансе организации находится здание, амортизация по которому завершена в январе 2015 г. В мае 2015 г. закончена его реконструкция.
Какой срок полезного использования может установить комиссия?
В случаях завершения реконструкции комиссия может пересмотреть нормативный срок службы и (или) сроки полезного использования основных средств (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
В данном случае комиссия должна установить срок полезного использования здания с целью амортизации его остаточной стоимости, сформировавшейся с учетом затрат реконструкции.
Комиссия устанавливает период предполагаемой эксплуатации здания после реконструкции исходя из его технического состояния с учетом мнения представителей технических служб, входящих в ее состав. Указанный срок должен отражать реально возможный период дальнейшей эксплуатации здания. Срок полезного использования устанавливается на период не менее 1 года и не должен превышать верхней границы диапазона, определенной приложением 3 к Инструкции № 37/18/6.
5. Выбор и пересмотр способа и метода начисления амортизации (при принятии метода уменьшаемого остатка – коэффициента ускорения) для каждого амортизируемого объекта либо для группы объектов
Организации могут начислять амортизацию производительным, линейным и нелинейным способами. Нелинейный способ включает в себя прямой метод суммы чисел лет, обратный метод суммы чисел лет и метод уменьшаемого остатка.
Способы и методы начисления амортизации комиссия определяет с учетом ограничений при применении нелинейных методов, предусмотренных п. 41 Инструкции № 37/18/6. При этом для объектов одного наименования они могут быть различными |*|.
* Материал о способах и методах начисления амортизации доступен для подписчиков электронного "ГБ"
От редакции:
Нелинейный способ не применяют при начислении амортизации:
– на здания, сооружения, за исключением антенн и взлетно-посадочных полос;
– машины, оборудование и транспортные средства с нормативным сроком службы до 3 лет, легковые автомобили (кроме эксплуатируемых в качестве служебных, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси);
– оборудование гражданской авиации, срок полезного использования которого определяется исходя из временного ресурса;
– уникальное оборудование, предназначенное для использования в испытаниях, производстве опытных партий продукции;
– предметы интерьера, включая офисную мебель;
– предметы для отдыха, досуга и развлечений;
– фирменные наименования, товарные знаки.
До окончания срока полезного использования организации вправе изменять способы и методы начисления амортизации:
– с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике организации;
– в течение отчетного года в случаях завершения модернизации, реконструкции объектов, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной остановкой объектов;
– в случае непредвиденного ухудшения финансово-экономического состояния и появления убытков (п. 37 Инструкции № 37/18/6).
Ситуация 6. Применение коэффициента ускорения по оборудованию
Холодильное оборудование (шифр 45800) введено в эксплуатацию 1 декабря 2013 г., его нормативный срок службы составляет 10 лет. В отношении этого оборудования комиссия приняла следующие решения: метод начисления амортизации – метод уменьшаемого остатка, срок полезного использования – 10 лет, коэффициент ускорения – 2,0.
Может ли комиссия пересмотреть коэффициент ускорения по данному оборудованию с 1 января 2016 г. и установить его в размере 1,5? Возможен ли пересмотр коэффициента в течение отчетного года в иных случаях?
Метод уменьшаемого остатка предполагает расчет годовой суммы начисленной амортизации исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5 раза) (п. 42 Инструкции № 37/18/6).
При этом выбор и пересмотр размера поправочного коэффициента комиссия определяет самостоятельно, что относится к ее функциям.
Инструкция № 37/18/6 не оговаривает случаи, когда может быть пересмотрен коэффициент ускорения при применении метода уменьшаемого остатка. В данном случае целесообразно исходить из общих подходов по пересмотру порядка начисления амортизации (сроков, методов) на протяжении срока эксплуатации объекта, заложенных Инструкцией № 37/18/6. Как уже отмечалось, сроки и методы начисления амортизации могут пересматриваться:
– с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике организации;
– в течение отчетного года в случаях завершения модернизации, реконструкции объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой, а также в случае возникновения убытков.
С учетом изложенного комиссия вправе с 1 января 2016 г. пересмотреть коэффициент ускорения по данному оборудованию и установить его в размере 1,5, оформив свое решение соответствующим протоколом.
Решение о пересмотре поправочного коэффициента может быть также принято в течение отчетного года в случаях, определенных Инструкцией № 37/18/6 для пересмотра методов и сроков начисления амортизации.
6. Принятие решения о применении поправочного коэффициента к норме (сумме) амортизации и его конкретной величины из разрешенного законодательством диапазона. Оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов
Поправочные коэффициенты к норме (сумме) амортизации применяют:
1) при эксплуатации объекта в режимах, отличающихся от базовых, установленных собственником и (или) производителем, – в диапазоне от 0,5 до 2;
2) по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, в течение 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию – в диапазоне от 0,2 до 1 (понижающий поправочный коэффициент);
3) по объектам основных средств, непосредственно используемым для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказании высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством, за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, – в диапазоне от 1 до 3 (повышающий коэффициент).
Ситуация 7. Применение понижающих поправочных коэффициентов к суммам амортизации в рамках инвестиционного проекта
Организация реализует инвестиционный проект, в рамках которого на протяжении 2015 г. осуществляется ввод в эксплуатацию объектов основных средств: зданий, машин и оборудования.
Может ли комиссия установить понижающие поправочные коэффициенты к суммам амортизации в соответствии с п. 25 Инструкции № 37/18/6 в отношении зданий либо указанный механизм применим только к машинам и оборудованию?
Согласно п. 25 Инструкции № 37/18/6 возможна корректировка рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии с применением понижающего поправочного коэффициента в диапазоне от 0,2 до 1:
– по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов;
– в течение 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию.
Дополнительных ограничений по применению указанного механизма по видам основных средств Инструкция № 37/18/6 не предусматривает.
Таким образом, комиссия может применить понижающий коэффициент в диапазоне от 0,2 до 1 при расчете амортизации по любому (всем) объекту, введенному в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов, в т.ч. по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам |*|.
* Информация о применении понижающего коэффициента по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Комиссия выполняет и иные функции, связанные с непосредственным порядком начисления амортизации, и отвечает за решение достаточно широкого круга вопросов проведения амортизационной политики, в т.ч. спорных ситуаций в применении инструментов начисления амортизации. Заседания комиссии проводят по мере необходимости. Для участия в заседаниях комиссии могут привлекаться компетентные специалисты организации, приглашенные эксперты, аудиторы.
В заключение отметим, что обозначенные в данной статье основные подходы по организации работы комиссии являются наиболее общими.
Вместе с тем для каждой организации является необходимым:
1) создание подобной комиссии;
2) определение широкого круга специалистов (не только бухгалтерских и экономических служб), привлекаемых к работе комиссии;
3) распределение задач между подразделениями (должностными лицами) организации, определение ответственных лиц (служб) за принятие решения по каждому из обозначенных вопросов.
Разработка в рамках каждой организации подробного положения о комиссии, охватывающего все указанные моменты, позволит принимать обоснованные и правильные решения в рамках проводимой амортизационной политики.