Справочная информация
Нацбанк определен государственным органом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении организациями лизинговой деятельности (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99; далее – Указ № 99) |*|.
* Комментарий к Указу № 99 доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Кроме того, на Нацбанк возложен контроль в части соблюдения лизинговыми организациями законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в отношении лизинговых организаций (Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения", далее – Закон).
Учитывая вышеизложенное, постановление № 771 принято в целях соблюдения:
– норм Закона;
– международных стандартов ФАТФ* в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
____________________
* ФАТФ (FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering – группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) – межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, созданная в 1989 г. по решению глав государств и правительств "Большой семерки".
В ФАТФ входят 34 страны и 2 международные организации. В глобальную сеть ФАТФ вовлечены более 180 стран, которые взяли на себя обязательство бороться с отмыванием денег, финансированием террористической деятельности и распространением оружия массового поражения.
Типовые правила, утвержденные постановлением № 771, определяют:
– порядок осуществления мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лизинговыми организациями при осуществлении ими лизинговой деятельности;
– требования к правилам внутреннего контроля, осуществляемого лизинговыми организациями |*|;
* Семь ключевых моментов по лизингу, на которые следует обратить внимание бухгалтеру в 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"
– критерии выявления подозрительных финансовых операций.
Основные положения, которые лизинговая организация должна включить в систему внутреннего контроля
Основные направления системы внутреннего контроля в лизинговых организациях – это:
1) наличие назначенных ответственных должностных лиц.
Ответственные должностные лица лизинговой организации должны назначаться приказом руководителя лизинговой организации. В лизинговой организации может быть назначено одно или несколько ответственных должностных лиц, выполняющих функции, определенные в п. 4 Типовых правил.
Должностным лицом, ответственным за выполнение правил внутреннего контроля, должен быть назначен руководитель лизинговой организации либо его заместитель.
Ответственные должностные лица лизинговой организации должны иметь высшее образование и опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 6 месяцев. При отсутствии высшего образования такие лица должны иметь опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 1 года;
2) идентификация всех клиентов лизинговой организации, осуществляющих финансовые операции, а также хранение сведений, содержащих идентификационные данные;
3) мониторинг операций клиентов на предмет выявления подозрительных операций, документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, и передача соответствующих сведений в орган финансового мониторинга.
Идентификация клиентов
Идентификация клиентов включает оценку и присвоение работе с клиентом степени риска.
Для этого введена 2-уровневая шкала рисков, включающая в себя низкую и высокую степень риска.
При проведении идентификации клиентов лизинговыми организациями должно использоваться анкетирование – составление анкеты клиента.
В зависимости от степени риска лизинговые организации применяют упрощенные или расширенные меры внутреннего контроля, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
Перечень указанных мер содержит п. 5 Типовых правил.
При этом лизинговые организации должны самостоятельно определить:
– факторы, повышающие (понижающие) степень риска работы с клиентом, в соответствии с характером и объемом осуществляемых операций, в т.ч. из факторов, определенных в Типовых правилах.
Дополнение лизинговыми организациями факторов, повышающих (понижающих) степень риска, обусловлено особенностями их деятельности, клиентской базы, а также спецификой осуществляемых финансовых операций;
– форму анкеты клиента с учетом особенностей деятельности лизинговой организации и вида осуществляемых финансовых операций.
В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска предполагается ведение анкет двух форм – стандартной и расширенной. Анкета стандартной формы заполняется по клиентам, работа с которыми оценивается лизинговой организацией низкой степенью риска, и должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона.
В анкету расширенной формы могут включаться дополнительные данные, указанные в таблице.
Важно! Письмо Нацбанка от 18.02.2015 № 21-20/79 рекомендовало лизинговым организациям обновить (актуализировать) анкеты клиентов, составленные до 4 января 2015 г., с учетом срока, предусмотренного п. 12 Типовых правил.
Выявление финансовых операций, вызывающих подозрение
В Типовых правилах регламентирован порядок действий лизинговой организации при выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения.
Особое внимание необходимо обратить на п. 21 этих Правил, которым определены действия ответственного должностного лица лизинговой организации при выявлении подозрительной операции.
При наличии (отсутствии) обоснованных подозрений для отнесения финансовой операции клиента к подлежащей особому контролю ответственное должностное лицо лизинговой организации принимает мотивированное решение о признании финансовой операции клиента подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга. Обоснование принятия решения об отнесении финансовой операции к неподозрительной в обязательном порядке должно фиксироваться ответственным должностным лицом в сообщении, которое составляется работником лизинговой организации.
Регистрация финансовых операций
Лизинговые организации обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в электронном виде в орган финансового мониторинга.
Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 утверждены:
– форма специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю;
– Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (далее – Инструкция).
При заполнении формуляра среди прочей информации следует указать дату осуществления финансовой операции по передаче предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга) |*|.
* Особенности начисления амортизации по объекту лизинга доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Датой осуществления такой операции считается дата фактической передачи предмета лизинга (подписания акта приемапередачи или иного документа, подтверждающего факт передачи предмета лизинга (п. 33 Инструкции)).
В этом случае специальный формуляр:
– заполняется на сумму договора финансовой аренды (лизинга);
– не заполняется на суммы лизинговых платежей в рамках указанного договора, если такие операции подпадают под условие, определенное в п. 4 Справочника условий особого контроля согласно приложению 3 к Инструкции № 367 (п. 35 Инструкции).
Важно! В настоящее время Нацбанк разрабатывает технологию представления лизинговыми организациями специальных формуляров в виде электронного документа в Департамент финансового мониторинга КГК (далее – ДФМ) через систему передачи финансовой информации Нацбанка.
До урегулирования данного вопроса формуляры можно представить в ДФМ на бумажном носителе с сопроводительным письмом (п. 83 Инструкции).
Следует обратить особое внимание на внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно его нормам с 4 января 2015 г. введена административная ответственность, в т.ч. для лизинговых организаций и их работников, по ст. 11.72 "Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового" и 23.20 "Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю".