Направление регистрирующим органом в банк документов для открытия банковского счета
Одно из наиболее значимых изменений в существующей процедуре государственной регистрации – предоставление возможности инициировать направление регистрирующим органом документов, необходимых для открытия текущего (расчетного) банковского счета, субъекту хозяйствования непосредственно при прохождении им процедуры государственной регистрации.
Для этого вновь создаваемый субъект хозяйствования должен в заявлении о государственной регистрации указать банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию), в котором он намерен открыть банковский счет.
В этом случае документы, необходимые для открытия текущего (расчетного) счета, регистрирующий орган направляет в указанный в заявлении банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию) в электронном виде. В их числе электронное заявление, а также устав юридического лица в формате .doc или .rtf либо свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя в формате .pdf. Регистрирующий орган направляет указанные документы в банк в день государственной регистрации.
Ограничения для учредителей при государственной регистрации субъектов хозяйствования
Претерпели изменения требования к учредителям (участникам, собственнику имущества) создаваемого юридического лица, гражданину, регистрирующемуся в качестве индивидуального предпринимателя.
Так, не вправе обращаться за государственной регистрацией лицо, в отношении которого имеются:
– неисполненное вступившее в законную силу постановление суда о взыскании денежных средств и (или) об обращении взыскания на иное имущество;
– выданная в отношении его исполнительная надпись о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Не сможет зарегистрировать субъект хозяйствования и лицо, которое на дату государственной регистрации является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), включенной в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по следующим основаниям:
– в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» Уголовного кодекса Республики Беларусь;
– сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин. При этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями об обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
– фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.
За представление заведомо ложных сведений при регистрации предусмотрена ответственность
Государственная регистрация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь осуществляется на основании заявительного принципа. Это означает, что регистрирующий орган не оценивает представленные на государственную регистрацию документы на предмет их соответствия законодательству и не проверяет достоверность данных, указанных заявителем (подп. 2.1 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).
Вся ответственность за достоверность представленных для государственной регистрации сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации, лежит на заявителе.
В случае государственной регистрации субъекта хозяйствования на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующий орган, его государственная регистрация может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, на основании иска уполномоченных органов |*|.
* Информация о правилах выявления подозрительных финансовых операций
При этом с 3 сентября 2017 г. при рассмотрении дел о признании государственной регистрации недействительной суды будут учитывать характер допущенных нарушений и наличие ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иные обстоятельства.
Одновременно установлен срок исковой давности для признания государственной регистрации недействительной. С 3 сентября 2017 г. он составляет 3 года с даты ее осуществления. Ранее срок не устанавливался.
Дополнительные возможности предусмотрены при ликвидации субъекта хозяйствования
Теперь при принятии решения о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования вправе для проведения независимой оценки своей деятельности привлечь аудиторскую организацию (индивидуального предпринимателя-аудитора). Однако решение о привлечении аудиторской организации должно быть принято до обращения в регистрирующий орган. Сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией (аудитором) необходимо указать в заявлении о ликвидации (прекращении деятельности).
На основании отчета (заключения) аудиторской организации (аудитора) уполномоченные государственные органы будут направлять справки о наличии (отсутствии) у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности, учитываемые при завершении процедуры ликвидации.
Сведения о начале процедуры ликвидации организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), порядке и сроках предъявления требований кредиторов, как известно, размещаются в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке размещения и опубликования сведений о нахождении юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе ликвидации (прекращения деятельности), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164.
С 3 сентября 2017 г. субъекту хозяйствования нет необходимости самостоятельно обращаться в редакцию журнала «Юстиция Беларуси» для оформления заявки на публикацию сведений о ликвидации. Достаточно лишь оплатить услуги редакции и представить документ, подтверждающий их оплату, в регистрирующий орган вместе с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности) |**|. Необходимые сведения для публикации регистрирующий орган направит в редакцию журнала «Юстиция Беларуси» в электронном виде.
** Информация о ликвидации организаций
От редакции:
Подробнее о новых моментах при ликвидации юридических лиц можно ознакомиться в статье Н. Королевой «Что следует учитывать при ликвидации субъектов хозяйствования с 3 сентября 2017 года» в «ГБ», 2017, № 34, с. 27–28.