На сегодняшний день контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций носит практически всеохватный характер:
– движение товаров отслеживается с помощью с помощью электронных счетов-фактур (ЭСЧФ), а тех из них, которые ввиду своего «стратегического» значения требуют идентификации, – с помощью контрольных марок, знаков и т.п.;
– движение денежных средств регулярно отслеживается сразу несколькими органами.
Картина дополняется контролем банков (в качестве агентов валютного контроля, контроля за отмыванием денег) и других финансовых посредников, которые обязаны сообщать в КГК о подозрительных операциях.
В таких условиях налоговая и финансовая отчетность, представляемая или публикуемая самими организациями либо получаемая контролирующими органами в ходе проверок, уже не имеет того значения, что имела ранее, когда она служила официальной процедурой «легализации» подобных сведений.
БОЛЬШИНСТВО СВЕДЕНИЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
Подавляющее большинство сведений представляется в электронном виде. Это дает возможность автоматически их обрабатывать, объединять ресурсы различных сетей и компилировать различные базы данных, хранить без дополнительных издержек неограниченно долго и много и т.п.
КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Налоговый контроль согласно ст. 68 НК
По мнению автора, ничего принципиально нового планируемые изменения в нормы данной статьи не внесут. Ведь согласно действующей редакции п. 2-6 ст. 68 НК банк обязан представить информацию о движении денежных средств по счетам коммерческой организации или ИП в МНС не позднее 3 рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма денежных средств, поступившая на их счета за месяц, превысила 5 000 базовых величин (БВ) (сейчас 115 тыс. руб.). Планируется снять нижний ограничитель по таким суммам.
На сегодняшний день получение сведений из банка для налоговых органов инициативное, а не автоматическое: банки обязаны представлять информацию о движении денежных средств по счетам плательщиков на основании запроса налогового органа*.
__________________________
* Пункт 2 Инструкции о порядке обмена информацией при представлении банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) в виде электронных документов, утвержденной постановлением МНС и Нацбанка Республики Беларусь от 03.09.2015 № 23/535.
Еще более жесткий контроль установлен за плательщиками, включенными в Реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере: банк обязан в течение 3 рабочих дней с даты проведения операций по счету такой коммерческой организации или ИП сообщить в МНС о совершенной операции (независимо от суммы) с указанием информации об организациях или ИП – отправителях (получателях) средств (п. 2-4 ст. 68 НК).
Непредставление соответствующих сведений влечет административную ответственность по ст. 13.8 «Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Финансовый мониторинг
Комитету государственного контроля Республики Беларусь предоставлено право в т.ч.:
1) запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций необходимую информацию, включая первичные и сводные статистические данные (информацию) органов государственной статистики;
2) запрашивать и получать от Нацбанка и иных банков необходимую для проведения контрольных мероприятий отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, вкладов (депозитов), в т.ч. о наличии счета в банке, а также справки и копии документов по операциям и расчетам организаций и граждан, иную информацию;
3) безвозмездно пользоваться информационными системами (базами и банками данных) государственных органов, иных государственных организаций, а при проведении проверок также базами и банками данных проверяемых субъектов и т.д.*
__________________________
* Статья 14 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».
Контроль за отмыванием денег
Одной из основных задач Департамента финансового мониторинга |*| является «принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»*. Контроль в данном направлении носит не сплошной, а выборочный характер. Он осуществляется на основе спецформуляров, содержащих сведения о подозрительных операциях, заполняемых и присылаемых банками, а также иными финансовыми и прочими посредниками. Финансовый мониторинг осуществляется на основании информации, представляемой банками и другими лицами автоматически, без направления соответствующих запросов.
__________________________
* Положение о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 № 408.
* Информация о том, что Департамент финансового мониторинга КГК наделен дополнительными полномочиями
Особому контролю подлежат финансовые операции на суммы 2 000 БВ (для физических лиц) и 20 000 БВ (для организаций и ИП) – если речь идет о финансовой операции с наличными денежными средствами, денежных почтовых переводах, финансовых операциях с движимым и недвижимым имуществом, ценными бумагами, переводе долга и уступке требования, займах.
Банк обязан послать в КГК формуляр также в случае выявленных нарушений валютного законодательства при поступлении клиенту денежных средств (например, несоответствие валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства; непредставление в течение установленного срока информации о поступивших суммах*).
__________________________
* Пункты 30–31 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46.
КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ТОВАРОВ
Встречный денежному – «товарный» поток также может отслеживаться благодаря специальным мерам.
ЭСЧФ
ЭСЧФ – обязательный электронный документ для всех плательщиков НДС, являющийся источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы. ЭСЧФ создается плательщиком непосредственно на Портале МНС либо загружается в виде файла XML-формата, подготовленного плательщиком (ст. 106-1 НК) |*|.
* Информация об изменениях, которые произошли в заполнении строк и граф ЭСЧФ с 1 апреля 2017 г.
В разд. 5 «Условия поставки» в стр. 30 ЭСЧФ указываются номер и дата договора (контракта), на основании которого поставляются (приобретаются) объекты и в связи с этим создается ЭСЧФ, а также документы (ТТН и др.), подтверждающие поставку (приобретение) объектов (виды документов, их название, дата, коды форм, серии и номера документов), а в разд. 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» – соответствующие сведения со ссылкой на ТН ВЭД и ОКЭД*.
__________________________
* Пункты 25–26 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15.
Идентификация товаров
Она ведется по нескольким направлениям. В частности, обязанность маркировать товары контрольными (идентификационными) знаками установлена Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками». Маркировке, в частности, подлежат потребительские товары устойчивого спроса: чай, кофе, пиво, фруктовые соки, растительное масло, обувь, мобильные телефоны, телевизоры, часы, ноутбуки и т.п.
Справочно: в отношении данных товаров на территории Республики Беларусь запрещаются приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация юридическими лицами и ИП без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.
Различные средства идентификации товаров (пломбы, печати, штампы, специальные марки, наклейки, защитные приспособления и т.п.) используются также таможенными органами в рамках различных таможенных процедур и т.д.
СОХРАННОСТЬ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ
В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, сведения, составляющие банковскую тайну |*| юридических лиц, представляются банком определенным органам, в т.ч. налоговым и таможенным (ст. 121 Банковского кодекса Республики Беларусь). Не удивительно, что сегодня банковская тайна защищает в лучшем случае от конкурентов, кредиторов или преступников, но никак не от государственных органов. Причем тенденция такова, что с дальнейшим развитием информационно-коммуникационных технологий банковская тайна постепенно теряет свою роль, а сами банки из «хранителей» превращаются в «информаторов», которые сами несут при этом соответствующие издержки.
* Информация о том, что налоговики будут использовать сведения, составляющие банковскую тайну физлиц
ВЫВОДЫ
Обсуждаемые изменения в НК предполагают лишь дублирование информации, которая теперь будет представляться по двум разным адресам (с учетом различий в компетенции МНС и КГК, а также состава и порядка представления). Поэтому планируемые изменения не настолько революционны, как кажется на первый взгляд. Другое дело, что появится больше возможностей соединять контроль за движением товаров с контролем за движением денежных средств.