Получатели государственных пособий обязаны сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера государственного пособия или прекращение его выплаты, в 5-дневный срок со дня их наступления (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; далее – Закон о пособиях).
Комиссия по назначению пособий |*| должна уведомлять всех получателей пособий о размерах и условиях выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, предусмотренных ст. 13 Закона о пособиях. Одновременно комиссии предоставлено право запрашивать и безвозмездно получать у государственных органов, иных организаций информацию, необходимую для назначения и выплаты пособий, а также для проверки представленных гражданами документов и сведений. В случае выявления фактов дополнительной занятости работников либо иных обстоятельств, влияющих на право получения пособия либо его размер, взыскание излишне выплаченных сумм пособий осуществляется в порядке, установленном законодательством.
* Информация касательно установленных размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, с 1 февраля 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Размер выплачиваемого пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (в полном размере или в размере 50 %) определяется в зависимости от занятости лица, осуществляющего уход за ребенком, и не зависит от оформления ребенка в дошкольное учреждение образования. Перечень обстоятельств, влияющих на изменение размера (снижение на 50 %) пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, является закрытым. Он представлен в ст. 13 Закона о пособиях.
Проведя анализ законодательства, можно выделить 2 группы видов деятельности, которые влияют либо не влияют на размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Руководствуемся нормативной базой
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 30.12.2014 № 224-З (далее – НК);
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (с учетом последних изменений от 31.12.2014 № 226-З) (далее – ГК);
3. Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 № 225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности" (с учетом последних изменений от 02.12.2014 № 560);
4. Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь";
5. Положение о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Положение о комиссии).
Памятка для бухгалтера по видам деятельности, влияющим (не влияющим) на размер пособия
Разобраться в вопросе сохранения 100%-го пособия при получении дополнительного заработка поможет нижеприведенная таблица-памятка.
Важно! Размер дополнительного пособия декретницам по Указу Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" (в отличие от пособия по уходу за ребенком до 3 лет) не зависит от занятости либо незанятости матери |*|.
* Информация по расчету пособия для декретниц по Указу № 572 доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Примечания к таблице-памятке
Примечание 1 к п. 12 таблицы (левая сторона)
Особенности договоров подряда на выполнение работ, возмездное оказание услуг между двумя физическими лицами (далее – физлица):
1) ГК закрепляет право граждан заключать любые не противоречащие законодательству сделки. То есть сторонами договоров вполне могут выступать 2 физических лица. Это могут быть договоры подряда, договоры возмездного оказания услуг, договоры создания объекта интеллектуальной собственности и т.д. При этом, если в договоре подряда на стороне заказчика выступает юридическое лицо, а на стороне подрядчика – гражданин, то, помимо норм ГК, следует также руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам и трудовым договорам" (далее – Указ № 314). И именно в Указе № 314 закреплена обязанность заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам, по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН, в то время как при заключении договора подряда между 2 физическими лицами ГК такую обязанность не предусматривает. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для уменьшения размера пособия по уходу за ребенком до 3 лет необходимо заключение гражданско-правового договора со всеми признаками, указанными в Указе № 314. Иными словами, если это договор подряда, то заказчик – юридическое лицо, уплачивающее взносы в ФСЗН, подрядчик – физическое лицо. На договоры подряда между 2 физическими лицами ст. 13 Закона о пособиях не распространяется, а следовательно, размер пособия в таком случае не снижается;
2) подоходный налог. Физлицо-подрядчик (тот, кто выполняет работы) обязано уплатить подоходный налог самостоятельно. Это делается так: до 1 марта года, следующего за годом получения дохода, такое физлицо обязано подать налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в ИМНС по месту жительства и до 15 мая уплатить подоходный налог, который рассчитает инспектор ИМНС;
3) взносы в ФСЗН |*|. Здесь действует заявительный принцип: если физлицо, выполняющее работы по договору подряда у другого физлица, желает, чтобы впоследствии указанные суммы учитывались для пенсии, то ему нужно подать заявление о постановке на учет в органы Фонда социальной защиты населения (далее – Фонд) по месту жительства с приложением необходимых документов. Согласно п. 8 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40, лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, должны уплачивать обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование с даты постановки на учет в органах ФСЗН ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
* Информация о том, надо ли производить отчисления в Белгосстрах при выполнении работ по договору подряда на дому, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Если физлицо не желает, чтобы данный доход учитывался при исчислении пенсии, то оно имеет право не подавать заявление и не уплачивать взносы в ФСЗН (точно так же, как и ремесленники, которые "проходят" по п. 8 вместе с физлицами, имеют право выбора: платить либо не платить взносы в ФСЗН).
Примечание 2 к п. 5 таблицы (правая сторона)
Особенности гражданско-правовых договоров между физическим и юридическим лицом:
1) договоры подряда и возмездного оказания услуг между физическим и юридическим лицом являются гражданско-правовыми договорами. Они регулируются ГК и Указом № 314. Именно о таких гражданско-правовых договорах идет речь в ст. 13 Закона о пособиях, поэтому на период их действия размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет снижается на 50 % (в отличие от договора между 2 физлицами);
2) обязанность уплаты подоходного налога и взносов в ФСЗН лежит на юридическом лице (заказчике);
3) при определении права на размер выплачиваемого пособия лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, следует исходить из содержания данных договоров. Если они заключены на выполнение работы, оказание услуги или создание объекта интеллектуальной собственности, пособие выплачивается в размере 50 %. Такие договоры стороны обязаны заключать в письменной форме, и в них оговариваются сроки, в течение которых они должны быть исполнены (начало и окончание их выполнения). Если гражданско-правовой договор иного рода, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет полагается в полном размере.
Так, например, авторский договор не предполагает создание объекта интеллектуальной собственности или выполнение какой-либо работы, а уточняет лишь передачу прав на использование уже готового результата интеллектуальной деятельности. Следовательно, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицам, заключившим авторский договор, полагается в размере 100 %. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (ст. 45 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах").
Если же предметом гражданско-правового договора является создание объектов интеллектуальной собственности, то он предполагает обязательство автора создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата (ст. 986 ГК). Пособие в таком случае выплачивается в размере 50 %.
Примечание 3 к п. 6 таблицы (правая сторона)
Особенности назначения пособия по уходу за ребенком до 3 лет ИП:
1) если мать зарегистрирована в качестве ИП, то размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет составляет для нее 50 %;
2) индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, вправе приостановить соответствующую деятельность и получать пособие в полном размере (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2013 № 462). Таким образом, если мать-ИП официально приостановила деятельность на период получения пособия по уходу за ребенком до 3 лет, то пособие назначается в размере 100 %, если не приостановила, то 50 %.
Как видим, физические лица, уплачивающие единый налог по ст. 295 НК, находятся в более привилегированном положении по сравнению с теми же мамами-ИП либо ремесленниками. И те, и другие получают доход, но тем не менее мамам-ИП и ремесленникам пособие снижается на 50 %.
Пример. Варианты оформления трудового участия декретницы
Работница, находящая в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, для получения дополнительного заработка хочет заниматься фотосъемкой на заказ.
Каким образом данный вид деятельности может повлиять на размер получаемого пособия по уходу за ребенком до 3 лет?
Размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет зависит от того, каким образом будет оформлена данная деятельность. При этом занятие фотосъемкой может быть оформлено:
1) посредством регистрации ИП с уплатой единого налога. Возможна работа как с физическими, так и с юридическими лицами. В таком случае размер пособия снижается на 50 % с месяца, следующего за месяцем регистрации ИП;
2) без регистрации ИП, как физлицо, выполняющее виды работ, предусмотренные ст. 295 НК, с уплатой единого налога. Возможна работа с физлицами. В таком случае размер пособия по уходу составляет 100 %;
3) посредством заключения гражданско-правовых договоров с уплатой подоходного налога и взносов в ФСЗН. Возможна работа с юридическими лицами. В таком случае размер пособия по уходу снижается на 50 % на период действия таких договоров.