Организация – заказчик объекта строительства в 2016 г. передала в собственность государства затраты, произведенные при создании объектов инженерной инфраструктуры в рамках проекта на реконструкцию.
Включались ли эти затраты в состав внереализационных расходов в 2016 г., если только с 2017 г. в подп. 3.26-12 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) внесены соответствующие дополнения?
Включались.
Если в рамках проекта на реконструкцию |*| объекта производственного назначения созданы новые объекты инженерной инфраструктуры, то при передаче этих объектов в собственность государства в соответствии с Указом № 72* в 2016 г. применялись нормы подп. 3.26-12 п. 3 ст. 129 НК.
___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72).
* Информация о переоценке здания и работ по его реконструкции
Справочно: в редакции НК, действовавшей в 2016 г., в состав внереализационных расходов включались затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при создании (финансировании, возмещении создания) объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства, безвозмездно переданных в собственность государства в соответствии с Указом № 72 (подп. 3.26-12 п. 3 ст. 129 НК).
С 2017 г. затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемыми при налогообложении, признают экономически обоснованные затраты.
Какие введенные ограничения, установленные ст. 130 НК, будут действовать, если директор в штате организации отсутствует, а организацией управляет индивидуальный предприниматель – учредитель этой организации по договору возмездного оказания услуг?
Экономически обоснованными затратами не признают расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев:
– не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права (подп. 3.1 п. 3 ст. 130 НК);
– работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и эти услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица (подп. 3.2 п. 3 ст. 130 НК);
– работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ) – учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях (подп. 3.3 п. 3 ст. 130 НК).
В рассматриваемой ситуации применяют только ограничение, установленное подп. 3.1 п. 3 ст. 130 НК, и только в случае, если услуги не оказаны.
Ограничения, установленные подп. 3.2 и 3.3 п. 3 ст. 130 НК |*|, не применяют, так как:
– управляющий не состоит в трудовых отношениях с организацией;
– услуги оказываются не организацией, а индивидуальным предпринимателем.
* Информация об экономически обоснованных затратах
С 2017 г. изменен порядок переноса убытков для организаций, имеющих право на применение льгот по налогу на прибыль.
На что нужно обратить внимание?
Во-первых, изменения коснулись организаций, имеющих право на применение законодательства, устанавливающего освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль) в течение нескольких налоговых периодов, определенных этим законодательством.
Таким законодательством является, в частности, Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
Внесены корректировки в п. 2 ст. 141-1 НК. С 2017 г. сумма убытка, подлежащая переносу, не включает сумму убытка (суммы убытков), полученного (полученных) по итогам налогового периода (периодов, части налогового периода), в котором организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль) в течение нескольких налоговых периодов, определенных этим законодательством.
До 2017 г. сумма убытка, подлежащая переносу, не включала сумму убытка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученного по итогам указанных периодов (их части).
Это означает, что организации, имевшие право на применение положений Декрета № 6, с 2017 г. не могут переносить сумму убытка, образовавшегося в части превышения внереализационных расходов, поименованных в подп. 3.18, 3.24, 3.25 п. 3 ст. 129 НК над внереализационными доходами, указанными в подп. 3.15, 3.17 и 3.18 п. 3 ст. 128 НК.
Во-вторых, изменен порядок переноса убытков организациями, применяющими льготы. С 2017 г. источник покрытия убытков – вся налоговая база, включая освобожденную от налогообложения прибыль. Сумму убытков теперь распределяют пропорционально суммам налоговой базы, облагаемым по соответствующим ставкам и (или) льготируемым в соответствии с законодательством.
Как перенести убытки ликвидируемой организации?
До 2017 г. НК не содержал особенностей переноса убытка (убытков) организациями при их ликвидации.
С 1 января 2017 г. п. 8 ст. 141-1 НК дополнен абзацем, которым установлено, что при ликвидации организации она вправе перенести убытки в порядке и на условиях, установленных ст. 141-1 НК, до истечения текущего налогового периода с отражением сумм перенесенного убытка в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представляемой в соответствии с частью второй п. 2-1 ст. 63 НК. Это дополнение позволяет перенести убыток организациям при их ликвидации до наступления последнего отчетного периода года (четвертого квартала года).
Справочно: при возникновении (наличии) объектов налогообложения в процессе ликвидации организации налоговую декларацию (расчет) по деятельности ликвидируемой организации представляют не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления ею в регистрирующий орган ликвидационного баланса (уведомления о завершении процесса прекращения деятельности) (часть вторая п. 2-1 ст. 63 НК).
Уменьшение прибыли текущего налогового периода на сумму переносимого убытка (убытков) производится в налоговой декларации (расчете) |*| за последний отчетный период текущего налогового периода (сноска 7 к форме налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42).
Изменилось ли в 2017 г. налогообложение единовременной выплаты на оздоровление, предусмотренной в коллективном договоре организации?
Не изменилось.
В 2017 г. при налогообложении не учитывают единовременную выплату (материальную помощь, пособие) на оздоровление, за исключением установленной законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (подп. 1.7-3 п. 1 ст. 131 НК).
В случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, ст. 182 ТК обязывает нанимателя производить единовременную выплату на оздоровление только в случае, если выплата и ее размер предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. При этом данная норма не устанавливает такие выплаты и их размер.
Следовательно, в 2017 г. расходы на единовременную выплату на оздоровление, установленную коллективным договором, а не законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, не учитывают при налогообложении, как и в 2016 г.
С 1 января 2017 г. изменен порядок налогового учета средств, поступивших из инвестиционных фондов.
Учитывались ли такие средства при исчислении налога на прибыль в 2016 г.?
Учитывались.
В 2017 г. в состав внереализационных доходов не включают безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования, в т.ч. из внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, сформированных республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством. При этом расходы организаций, покрытые за счет таких средств, не учитывают при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК).
До 2017 г. положения подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК распространялись только на безвозмездные средства, поступающие:
– из бюджета;
– государственных внебюджетных фондов;
– бюджета Союзного государства.
Внебюджетные централизованные инвестиционные фонды, в отличие от республиканского и местных инновационных фондов, не относятся к государственным внебюджетным фондам (подп. 1.27 п. 1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь и подп. 2.4 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»).
Таким образом, в 2017 г. порядок учета при налогообложении средств, поступивших в качестве целевого финансирования из внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, аналогичен порядку налогового учета безвозмездных средств, поступающих в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов.
До 2017 г. безвозмездно полученные денежные средства из внебюджетных централизованных инвестиционных фондов включались в состав внереализационных доходов (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК), если отсутствовали другие основания, предусмотренные п. 4 ст. 128 НК. При этом расходы организации, произведенные за счет таких средств, учитывались при исчислении налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Что изменилось в части освобождения от налога на прибыль организаций – резидентов СЭЗ?
Положения гл. 42 НК, которыми установлены особенности налогообложения организаций – резидентов СЭЗ |*|, с 2017 г. не распространяются на реализацию на внутреннем рынке товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров.
* Информация о налогообложении организаций – резидентов СЭЗ
В связи с этим льготы по налогу на прибыль, установленные ст. 327 НК, не применяют в отношении прибыли от реализации таких товаров.
При этом увеличен период, в течение которого организации – резиденты СЭЗ вправе воспользоваться льготой по налогу на прибыль. Льготный период определяется в зависимости от даты регистрации организаций в качестве резидентов СЭЗ.
Так, для резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых:
– после 31 декабря 2011 г., – продлен срок освобождения от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, и составляет 10 календарных лет с даты объявления ими валовой прибыли;
– до 1 января 2012 г., – установлен дополнительный период освобождения от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, – с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. (пп. 3-1, 3-2 ст. 327 НК).