_____________________
* Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180.
Насколько обязательна Примерная форма контракта
Юридический статус (обязательность/необязательность) Примерной формы контракта не определен ни в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК), ни в Декрете Президента Республики Беларусь от 29.06.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», ни в Положении о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476 (далее – постановление № 1476). Глубже «проработан» этот вопрос в гражданском праве: согласно ст. 397 «Примерные условия договоров» ГК в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. Такие условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.
Можно сделать следующие выводы:
1) примерные условия применяются по соглашению сторон, т.е. не являются догмой;
2) их цель – упростить договорно-правовую работу.
Отдельные случаи досрочного расторжения контракта стали необязательными
Исключен п. 20 Примерной формы контракта о досрочном расторжении контракта в случаях:
– появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
– нарушения требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
– причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;
– сокрытия работником, являющимся руководителем организации, фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения (постановление № 183).
В то же время эти же 4 основания перенесены в подп. 22.1 п. 22 Примерной формы контракта. Но это не простая перестановка: в п. 20 речь шла об обязательном расторжении, тогда как в подп. 22.1 п. 22 – о возможности расторжения по инициативе нанимателя |*|.
* Информация о том, что в отдельных случаях вместо увольнения возможно объявить выговор
Справочно: одновременно такие же изменения внесены в следующие нормативно-правовые акты и формы контрактов к ним:
– Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденное постановлением № 1476;
– Примерную форму контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2002 № 1055 (далее – постановление № 1055);
– Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271 (далее – постановление № 1271);
– Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604 (далее – постановление № 604);
– примерные формы контракта с временным и антикризисным управляющим, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2013 № 344 (далее – постановление № 334).
Последствия увеличения пенсионного возраста
Изменения в Примерную форму контракта, вступившие в силу с 1 января 2017 г. (постановление № 728), вызваны увеличением пенсионного возраста*.
______________________
* Предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2016 № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
Так, минимальная компенсация в размере 3 среднемесячных зарплат в случае досрочного расторжения контракта с работником из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя теперь не выплачивается:
– работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим право на пенсию |**|;
– работникам, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий).
** Информация о продлении контракта с работниками предпенсионного возраста
То есть исключена ссылка на конкретный пенсионный возраст – мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.
Справочно: аналогичные изменения внесены в постановления № 334, № 1055 и некоторые другие.
Постановление № 728 также внесло изменения в постановление № 1476: теперь срок действия контракта с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, определяется не менее чем до достижения указанного возраста. По сравнению с предыдущей редакцией также исключены ссылки на 55 (для женщин) и 60 (для мужчин) лет соответственно.
Справочно: аналогичные изменения внесены в постановления № 1271 и № 604.
Порядок внесения изменений и дополнений в контракты
В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде, хотя конкретный срок не устанавливается, равно как ответственность за его нарушение (ст. 19 ТК).
В данном случае достаточно простого дополнительного соглашения к контракту и приказа (распоряжения) (п. 15 ст. 55 ТК). Изменения и дополнения в контракт, вызванные вступлением в силу постановлений № 183 и № 728, нельзя признать изменением существенных условий труда |*|, т.е. предварительно предупреждать работников не нужно (ст. 32 ТК).
* Информация о том, как правильно обосновать изменения существенных условий труда