Ситуация 1. Размер земельного налога зависит от целевого назначения земельного участка
Суть нарушения
В марте 2015 г. государственные органы решили изменить целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 340ХХХ площадью 0,6232 га под застройкой по ул. Могилевская, 1Б, с формулировки: «земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания специализированных складов, торговых баз, баз материально-технического снабжения, хранилищ» на «земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания специализированных складов, торговых баз, баз материально-технического снабжения, хранилищ и размещения объектов неустановленного назначения».
Кадастровая стоимость 1 м2 земельного участка составляет:
– для общественно-деловой зоны – 82,59 долл. США;
– для производственной зоны – 42,64 долл. США.
При расчете земельного налога организация приняла ставки и определила кадастровую стоимость участка только для производственной зоны.
Обоснование нарушения
Налоговая база земельного налога |*| определяется в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков. Целевое назначение земельного участка обязывает применять разные ставки земельного налога с учетом суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
* Дополнительная информация об исчислении земельного
В зависимости от вида функционального использования земельных участков установлены следующие ставки земельного налога:
– 0,55 % – общественно-деловая зона;
– 1,1 % – производственная зона.
В данном случае необходимо было применить обе ставки с учетом функционального использования каждого из земельных участков.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (БВ) (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Ситуация 2. Исчисление земельного налога при наличии объекта сверхнормативного строительства
Суть нарушения
В организации имеется объект сверхнормативного незавершенного строительства. При определении налоговой базы для исчисления земельного налога организация учла земельный участок, на котором размещен данный объект, без применения повышающего коэффициента.
В бухгалтерском учете суммы земельного налога, исчисленные в т.ч. с площади сверхнормативного незавершенного строительства, отнесены на счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Обоснование нарушения
С 1 января 2015 г. для целей гл. 18 НК земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми зданиями, сооружениями и передаточными устройствами, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией. Исключение – земельные участки (части земельных участков), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, финансируемыми из бюджета, а также строительство которых осуществляется собственными силами.
Суммы земельного налога по возводимым объектам подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства, за исключением сумм земельного налога, исчисленных за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2 (п. 3 ст. 203 НК).
Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 2 (п. 4 ст. 203 НК).
Важно! Если объект возводится для собственного использования организацией и по окончании строительства учитывается в составе основных средств с отражением в бухгалтерском учете корреспонденцией: Д-т 01 – К-т 08, – то сумму земельного налога, исчисленного по ставке с коэффициентом 2 после истечения нормативного срока строительства объекта, расположенного на земельном участке, следует учитывать ежемесячно в составе прочих расходов по инвестиционной деятельности (абз. 14 п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; п. 71 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 БВ до 20 БВ (ч. 1 ст. 12.1 КоАП).
Рекомендации
Необходимо:
– пересчитать сумму земельного налога;
– внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет;
– подать уточненные декларации по земельному налогу и налогу на прибыль.
Ситуация 3. Выделение дополнительного земельного участка является основанием для подачи уточненной налоговой декларации
Суть нарушения
По состоянию на 1 января 2015 г. коммерческая организация имеет в постоянном пользовании земельный участок № 1 площадью 0,3465 га, предоставленный в г. Минске для обслуживания административного здания. Кадастровая стоимость за 1 м2 – 6 228 785 руб. (условно) (для общественно-деловой зоны). Участок № 1 находится в III экономико-планировочной зоне г. Минска.
Решением Докшицкого районного исполнительного комитета от 30.10.2015 организации предоставлен в постоянное пользование земельный участок № 2 площадью 0,2683 для обслуживания скважины минеральной воды. Доплата земельного налога за 2015 г. организацией не произведена, уточненная налоговая декларация по земельному налогу по сроку 20 ноября 2015 г. не подана.
В данном случае имеют место:
– нарушение срока представления уточненной налоговой декларации |*|;
– неполная уплата налога в бюджет.
* Информация о подаче уточненной налоговой декларации после деноминации
Обоснование нарушения
По вновь отведенным земельным участкам земельный налог необходимо исчислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения исполкома о выделении земельного участка (п. 14 ст. 202 НК).
В случае появления в течение года дополнительного объекта налогообложения представляется декларация с внесенными изменениями и (или) дополнениями (далее – уточненная декларация).
Справочно: документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, выдаваемое организацией по государственной регистрации (часть первая ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Основанием для исчисления земельного налога является наличие следующих документов:
– государственный акт на земельный участок;
– удостоверение на право временного пользования земельным участком;
– свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;
– решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Вышеприведенные нормы предусмотрены в п. 3 ст. 202 нк.
Земельный налог исчисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем:
– принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
– перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется (п. 6 ст. 202 НК).
Меры ответственности
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ (ч. 2 ст. 13.4 КоАП).
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
Рекомендации
Необходимо:
– подать уточненную налоговую декларацию по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2015 г.;
– урегулировать отношения с бюджетом.