Ситуация 1. Земельный участок используется для строительства многоквартирного жилого дома, финансируемого из средств бюджета
Городской УКС (коммунальное унитарное предприятие) является заказчиком по строительству многоквартирного жилого дома. Ему согласно свидетельству о госрегистрации выделен земельный участок для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома. Вышеуказанный объект финансируется из средств бюджета через органы госказначейства.
Является ли земельный участок, выделенный под строительство многоквартирного дома, объектом налогообложения при исчислении земельного налога?
Является, но можно применить освобождение от уплаты налога.
Организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, признаются плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 192 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Эти земельные участки являются объектами обложения земельным налогом (ст. 193 НК).
Таким образом, земельный участок, выделенный городскому УКСу для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, признается объектом обложения земельным налогом.
В то же время УКС по этому земельному участку может применить освобождение от земельного налога. Такое освобождение предоставляется на период строительства многоквартирного жилого дома (подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК).
Однако данная льгота имеет ограничительный характер. Ее нельзя применить в отношении площади земельного участка, приходящейся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией).
Справочно: по земельным участкам, выделенным для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, можно применить освобождение без каких-либо ограничений, если строительство осуществляется:
– коммунальными унитарными предприятиями по капитальному строительству, иными государственными организациями или организациями с долей государства в уставном фонде более 50 %;
– по госзаказу (подп. 1.35 п. 1 ст. 194 НК) |*|.
* Информация обо всех изменениях, произошедших в 2015 г. в порядке уплаты земельного налога, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ситуация 2. Земельный налог за участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10
Организации в 2013 г. решением райисполкома был выделен земельный участок для эксплуатации и обслуживания здания до 31 мая 2015 г.
На протяжении 2013–2015 гг. организация уплачивала земельный налог ежеквартально. В 2015 г. она уплатила налог в бюджет не позднее 22 февраля 2015 г. – за январь – март 2015 г., не позднее 22 мая 2015 г. – за апрель – июнь 2015 г.
В мае 2015 г. организация обратилась в райисполком с заявлением о продлении срока пользования земельным участком. Решение было принято лишь в сентябре.
Местные власти правами, предоставленными им ст. 2011 НК, не пользовались и решений об изменении ставок земельного налога не принимали.
Как организация должна исчислить и уплатить земельный налог в сложившейся ситуации?
До получения нового разрешения исчислить налог в 10-кратном размере за июнь – декабрь 2015 г.
По общему правилу организации – плательщики земельного налога представляют в налоговые органы декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года (п. 14 ст. 202 НК).
Организация представила 20 февраля 2015 г. в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию по земельному налогу за 2015 г. В этой декларации она исчислила земельный налог без применения повышающего коэффициента 10.
С учетом того что решение райисполкома прекратило свое действие с 1 июня т.г., а новое решение отсутствует, земельный участок должен быть возвращен райисполкому в установленном законодательством порядке.
Поскольку организация продолжает пользоваться данным участком, который приобрел статус несвоевременно возвращенного |*|, она должна исчислить земельный налог по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельный участок начал использоваться с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения были устранены (часть седьмая п. 6 ст. 202 НК).
* Три правила, которые позволят организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по самовольно занятым земельным участкам, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Исчислив налог, организация должна представить в налоговый орган декларацию (расчет) по земельному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого земельный участок стал использоваться с нарушением установленного порядка (часть одиннадцатая п. 14 ст. 202 НК).
Уплата земельного налога по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после срока представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу в соответствии с частью одиннадцатой п. 14 ст. 202 НК.
При этом сумма земельного налога, подлежащая уплате в указанные сроки, исчисляется за количество месяцев, оставшихся до окончания квартала, в котором возникло основание для уплаты земельного налога (подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК).
Справочно: организациям, которые ждут решения местных Советов о выделении (предоставлении) земельного участка в пользование, сложно применить норму подп. 15.1 п. 15 ст. 202 НК на практике, поскольку они не могут знать, когда смогут прекратить использовать земельные участки с нарушением установленного порядка.
Решение данной проблемы полностью зависит от местных советов, выдающих правоудостоверяющие документы на земельные участки.
Поэтому налоговые органы рекомендуют в таких случаях производить исчисление земельного налога в 10-кратном размере до окончания года.
Следовательно, организации надо было:
1) не позднее 20 июля 2015 г. представить декларацию по земельному налогу за 2015 г. и указать в ней земельный налог, исчисленный в 10-кратном размере, за период с 1 июня по 31 декабря т.г.;
2) не позднее 22 августа 2015 г. уплатить налог, исчисленный в 10-кратном размере, за июнь 2015 г., а также за III квартал 2015 г.
Кроме того, организации в связи с получением в сентябре решения исполкома необходимо не позднее 20 ноября 2015 г. представить декларацию по земельному налогу за 2015 г., в которой указать сумму исчисленного в общеустановленном порядке земельного налога (без применения коэффициента 10) за период с 1 октября по 31 декабря 2015 г. Земельный налог за IV квартал 2015 г. (в однократном размере) организация должна уплатить не позднее 22 ноября 2015 г.
Ситуация 3. Исполнение инвестором обязательства по уплате арендной платы за земельный участок в случае увеличения ее размера
Иностранный инвестор в 2013 г. заключил с Республикой Беларусь инвестиционный договор, согласно которому Республика Беларусь гарантирует инвестору, что при увеличении ставок, размеров, изменении объектов действующих налогов, сборов (пошлин) или других обязательных платежей в бюджет до 1 января 2020 г. обязанность по исполнению увеличенных обязательств может возлагаться на инвестора только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в инвестиционный договор.
В декабре 2014 г. горисполком принял решение об увеличении размера арендной платы за земельные участки для организаций в 2 раза.
Обязан ли инвестор исполнять это решение горисполкома, если изменения в инвестиционный договор не вносились?
Не обязан.
Инвестиционный договор между Республикой Беларусь и инвестором был заключен в 2013 г. Этим договором Республика Беларусь гарантировала инвестору, что при увеличении ставок, размеров, изменении объектов действующих налогов, сборов (пошлин) или других обязательных платежей в бюджет до 1 января 2020 г. обязанность по исполнению увеличенных обязательств может возлагаться на инвестора только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в инвестиционный договор.
Такие гарантии предусмотрены:
– подп. 1.7.71 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101);
– подп. 2.2 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительный условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".
С учетом того что решение горисполкома принято после заключения инвестиционного договора, у инвестора не возникает обязательство по увеличению арендной платы за землю, пока соответствующие изменения и (или) дополнения не будут внесены в инвестиционный договор.
Справочно: размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционных проектов, определенный при предоставлении этих земельных участков в аренду, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.
Данное освобождение не распространяется на случаи, когда:
– арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в 10-кратном размере. Сведения о таких земельных участках землеустроительные службы представляют в местные исполкомы, администрации свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством (часть первая подп. 1.15 п. 1 Указа № 101);
– размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, увеличивается на коэффициент 2.
Отметим, что для целей Указа № 101 земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами строительства, по которым превышены нормативные сроки строительства, определенные в проектной документации (часть шестая подп. 1.15 п. 1 Указа № 101 |*|).
* Последние изменения Указа № 101 доступны для подписчиков электронного "ГБ"