Экологическим налогом не облагается хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов.
Что это за величина – одна транспортная единица, в чем она измеряется и в каком разделе инструкции по обращению с отходами производства она указывается?
Измеряется в тоннах. Указывается в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения».
Одной транспортной единицей непосредственно является «допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов».
Единицей измерения одной транспортной единицы является тонна, поскольку ставки экологического налога за хранение отходов производства, указанные в п. 2 приложения 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК), применяются в отношении 1 т отходов.
Допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности указываются в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства (часть первая п. 20 Инструкции № 45*).
__________________________
* Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
От редакции:
Часто при согласовании инструкции по обращению с отходами производства в территориальных органах Минприроды возникает спор о значении показателя «одна транспортная единица» и обосновании этого количества отходов, так как заявляемое значение может не отражать действительность. Существует мнение, что в качестве обоснования «одной транспортной единицы» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. В п. 20 Инструкции № 45 нет ссылки на транспорт, а указано, что делается расчет-обоснование этого показателя. Что будет окончательно принято в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей |*|, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.
* Способы определения фактического объема отходов организациями-арендаторами
Что будет, если организация не укажет в инструкции по обращению с отходами производства сведения об одной транспортной единице?
Инструкция не пройдет согласование.
Включение в инструкцию по обращению с отходами производства сведений (информации) об одной транспортной единице обязательно.
Если организация не укажет эти сведения, то такая инструкция будет считаться разработанной с нарушением требований законодательства об обращении с отходами (в частности, Инструкции № 45) и не будет согласована территориальным органом Минприроды.
От редакции:
Для обоснования одной транспортной единицы можно использовать:
– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;
– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);
– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.
Показатель «одна транспортная единица» необходимо устанавливать в инструкции по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу, или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.
Организация открыла в Минском районе 3 филиала.
Надо ли на филиалы оформлять инструкции по обращению с отходами?
На усмотрение организации.
Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для организации в целом и (или) для каждого обособленного подразделения организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции № 45).
Как видим, приведенная норма дает организации право выбора.
Это означает, что решение о разработке инструкций для филиалов должна принять сама организация.
То есть отсутствие у филиалов таких инструкций не является нарушением природоохранного законодательства.
Справочно: филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Он не является юридическим лицом:
– и наделяется имуществом юридического лица, создавшего его;
– действует на основании положения, утвержденного юрлицом;
– должен быть указан в уставе создавшего его юридического лица.
Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Организация планирует в своих магазинах открыть кафе быстрого питания (бистро).
1. Надо ли ей утверждать новую инструкцию по обращению с отходами?
Надо.
У организации, планирующей открыть в магазинах объекты общественного питания (бистро), появятся новые отходы в виде остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
А изменение перечня образующихся отходов (причем вне зависимости от его уменьшения или увеличения) влечет необходимость разработки, утверждения и последующего согласования инструкции по обращению с отходами производства.
Данные изменения должны быть отражены в приложении «Образующиеся отходы производства» к инструкции (п. 17 Инструкции № 45).
Кроме того, изменение перечня образующихся отходов может повлечь:
– изменение условий и мест хранения отходов производства;
– изменение перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.
В таких случаях организация также обязана взамен действующей инструкции разработать, утвердить и согласовать новую инструкцию по обращению с отходами производства (п. 21 Инструкции № 45).
2. Организация должна разработать новую инструкцию до начала деятельности бистро или после того, как они заработают и станет понятно, изменится ли в организации перечень отходов?
После того как станут известны изменения в перечне отходов.
Сроки разработки новой инструкции по обращению с отходами производства и обращения в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования составляют 60 дней при наступлении:
– изменения перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменения порядка обращения с ними, произошедшего в случае строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица;
– изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;
– изменения условий и мест хранения отходов производства.
Справочно: полный перечень случаев, требующих разработки новой инструкции по обращению с отходами производства, содержится в п. 21 Инструкции № 45.
3. Вправе ли организация при разработке новой инструкции по обращению с отходами производства применить норму п. 20-1 Инструкции № 45?
Вправе, если у нее образуются только коммунальные отходы.
Указанная в вопросе норма Инструкции № 45 позволяет организациям, осуществляющим обращение только с отходами производства, включенными в перечень коммунальных отходов, утвержденный постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21, не включать в инструкцию по обращению с отходами:
– разделы: «Образование отходов производства», «Использование и обезвреживание отходов производства», «Захоронение отходов производства», «Перевозка отходов производства»;
– приложение «Карта-схема источников образования отходов производства»;
– порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производства раздела «Учет отходов производства» (п. 20-1 Инструкции № 45).
Как правило, в сфере торговли и общепита образуются коммунальные отходы.
Следовательно, организация может при соблюдении условия, указанного в п. 20-1 Инструкции № 45, не включать в разрабатываемую инструкцию перечисленные разделы и приложение.