Ситуация. Обязанности собственников отходов производства
Здание принадлежит нескольким собственникам, которые для его обслуживания и организации хранения и передачи на захоронение отходов, образующихся от уборки здания, создали юридическое лицо – товарищество собственников.
Товарищество собственников заключило соответствующие договоры с коммунальными и хозяйственными организациями города (с Минэнерго, КУП «Минсккоммунтеплосеть», Минскводоканал и т.д.), в т.ч. на перевозку |*| и захоронение отходов со специализированными организациями.
Один из собственников здания использует принадлежащие ему помещения в качестве складов, при эксплуатации которых образуются отходы в виде смета.
В дальнейшем он планирует сдать эти помещения (часть из них) в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям.
Возникли следующие вопросы:
1. Кто в данной ситуации должен разработать инструкцию по обращению с отходами производства: собственник складских помещений или товарищество собственников, отвечающее за вопросы обслуживания здания?
2. Кто должен получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства?
3. Есть ли обязанность уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства? У кого она возникла?
Инструкция по обращению с отходами производства
В описанной ситуации инструкцию по обращению с отходами производства обязаны иметь:
– собственник складских помещений (арендодатель), так как он осуществляет деятельность, связанную с образованием отходов, их сбором;
– товарищество собственников, так как оно осуществляет деятельность, связанную с удалением отходов, т.е. осуществляет временное хранение отходов и передачу на захоронение отходов, образуемых у собственников помещений;
– арендаторы складских помещений (которым впоследствии будут переданы помещения в аренду), поскольку их деятельность также повлечет образование отходов, их сбор.
Разработать и утвердить эту инструкцию могут как сами указанные лица, так и лица, имеющие право утвердить инструкцию вместо них (например, товарищество собственников это может сделать для арендаторов – при соблюдении определенных условий).
Обоснуем наш ответ. Для этого воспользуемся нормами:
– Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон);
– Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
Право собственности на отходы приобретают:
1) производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
2) юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов |*| или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
* Правила передачи (отчуждения) отходов
В изложенной ситуации производителями отходов являются собственник складских помещений (арендодатель), арендаторы складских помещений и товарищество собственников.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
– обеспечить сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
– назначить должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
– разработать и утвердить инструкцию по обращению с отходами производства, а также обеспечить ее соблюдение;
– обеспечить обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
– вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
– представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами и т.д. (п. 1 ст. 17 Закона).
При этом обращение с отходами включает деятельность, связанную с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию (п. 13 ст. 1 Закона).
Таким образом, осуществление любой деятельности из указанной в определении понятия «обращение с отходами» влечет для собственника складских помещений (арендодатель), арендаторов складских помещений и товарищества собственников (далее – обязанные лица) необходимость иметь утвержденную инструкцию по обращению с отходами производства.
Инструкцию по обращению с отходами производства обязанное лицо может разработать и утвердить самостоятельно или получить ее от лица, которое имеет право утвердить инструкцию вместо обязанного лица.
Правила разработки названного документа установлены в Инструкции № 45:
– инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства (п. 3 Инструкции № 45);
– при аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п. 5 Инструкции № 45).
Получается, что собственник помещений, используемых под склад, не вправе уполномочить товарищество собственников разработать инструкции за себя, но вправе уполномочить товарищество собственников разработать инструкцию для своего арендатора.
Таким образом, в изложенной ситуации возможны следующие варианты разработки инструкций по обращению с отходами производства:
1) собственник помещений, используемых под склад, должен самостоятельно разработать и утвердить инструкцию для себя, если он осуществляет деятельность в собственных помещениях и обращение с отходами;
2) арендаторы должны разработать и утвердить инструкции по обращению с отходами производства самостоятельно – если собственник помещений передал им все свои помещения в аренду и не осуществляет деятельность по обращению с отходами, либо для них это может сделать:
– арендодатель;
– товарищество собственников – если собственник помещений уполномочит товарищество собственников разработать инструкции для арендаторов. Это возможно при наличии договора, заключенного между товариществом собственников и собственником помещений, используемых в качестве склада, и предусматривающего такое условие, как разработка инструкций для арендаторов помещений.
Совет эксперта
Зачастую бывает, что арендодатели (товарищества собственников и др.), которые должны по условиям договора разработать и утвердить для арендаторов инструкции по обращению с отходами производства, не выполняют свои обязательства.
В таких случаях арендаторы считают, что у них отсутствует обязанность иметь инструкцию и административная ответственность за ее отсутствие возлагается на арендодателей (товарищества собственников и др.).
Это ошибочное мнение. К административной ответственности по ч. 2 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях будет привлечен именно арендатор, который в соответствии с законодательством об обращении с отходами обязан обеспечить наличие инструкции у себя.
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства
В приведенной ситуации получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства |*| не требуется, поскольку смет, образующийся при уборке склада, относится к коммунальным отходам производства и вывозится специализированными организациями.
Обоснуем наш вывод.
Собственник отходов производства для санкционированной передачи своих отходов на захоронение и в отдельных случаях – для санкционированного хранения отходов должен иметь одно из разрешений (см. табл. 1 на с. 92).
Получение разрешения не требуется, если отходы производства:
– относятся в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства;
– вывозятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (часть первая п. 21 Положения № 1104).
Справочно: коммунальные отходы производства и коммунальные отходы потребления указаны в перечне, утвержденном постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21 «О перечне коммунальных отходов».
Согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, в результате уборки склада могут образоваться следующие отходы (см. табл. 2):
Разрешение должен получить собственник помещения или уполномоченное им товарищество собственников (часть первая п. 2 Положения № 1104). В случаях аренды помещения разрешение получает собственник передаваемого в аренду помещения, если иное не предусмотрено договором аренды (часть вторая п. 2 Положения № 1104).
Однако в данной ситуации ни собственнику помещения, ни товариществу собственников не надо получать разрешение, поскольку это «льготный» случай: смет, образующийся при уборке склада, относится к коммунальным отходам производства и вывозится специализированными организациями.
Важно! При заключении договора на захоронение отходов с владельцем полигона товарищество собственников должно указать, что:
1) на захоронение вывозится именно смет, т.е. нужно указать код отходов 9120900 или 9121000;
2) вывозимые отходы не являются собственностью товарищества собственников.
Это необходимо для того, чтобы правильно уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства (см. далее) и чтобы захоронение было санкционированным без получения разрешения (часть вторая п. 2-1 Положения № 1104).
Уплата экологического налога
В изложенной ситуации плательщиком экологического налога за захоронение отходов будет собственник отходов производства – собственник помещений, а при сдаче помещений в аренду – арендаторы в отношении отходов, образующихся в результате их деятельности, если только указанные лица не применяют упрощенную систему налогообложения (УСН).
Обоснуем наш вывод.
Захоронение отходов производства является одним из объектов обложения экологическим налогом (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Плательщиками за захоронение отходов производства |*| на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п. 2 ст. 204 НК).
Объектом обложения экологическим налогом не признают захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (т.е. отходы с кодом 9120400), при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (абз. 5 п. 2 ст. 205 НК).
Смет под кодами 9120900 или 9121000 не подпадает под указанную льготу и соответственно является объектом обложения экологическим налогом.
Важно! Организации, применяющие УСН, не уплачивают экологический налог, кроме экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК).
Если собственник помещений либо арендатор помещений как собственники своих отходов являются организациями, применяющими УСН, то они не уплачивают экологический налог за захоронение смета.
Отметим, что товарищества собственников, как правило, являются организациями, применяющими УСН.
Если смет, образовавшийся при уборке склада, передан собственниками отходов в собственность такому товариществу по сделке об отчуждении отходов, то товарищество собственников становится плательщиком экологического налога за захоронение смета.
Владельцы объектов захоронения являются налоговыми агентами при уплате экологического налога за захоронение отходов производства (п. 4 ст. 208 НК). Поэтому товариществу собственников при заключении договора захоронения отходов надо для правильного исчисления экологического налога за захоронение отходов производства указать всю необходимую информацию:
– о собственниках отходов, подлежащих захоронению;
– наименованиях и кодах отходов, подлежащих захоронению;
– общем объеме всех отходов, подлежащих захоронению;
– применении УСН плательщиками и о других льготах.