Расширился перечень возможных целей передачи опасных отходов
Организация вправе произвести отчуждение опасных отходов другой организации или индивидуальному предпринимателю (далее – организации), осуществляющим обращение с отходами, только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию (п. 3 ст. 3 Закона № 271-З).
Справочно: понятие "подготовка отходов к использованию" введено новой редакцией Закона № 271-З |*| и означает деятельность, связанную с выполнением технологических операций, совершаемых с отходами для обеспечения их последующего использования в качестве вторичного сырья.
* Информация об изменениях, внесенных в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Постановление № 842 привело в соответствие с указанной нормой Закона № 271-З Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61 (далее – Положение № 61).
Отметим, что передача (отчуждение) отходов должна быть оформлена:
– соответствующим договором, который должен содержать порядок и цель передачи отходов;
– товарно-транспортной накладной или иным документом, предусмотренным законодательством.
Кроме того, сведения о передаваемых отходах должны быть отражены в книгах учета отходов, иной предусмотренной документации об обращении с отходами.
Обращаем внимание читателей на следующий момент. Вышеперечисленные цели передачи (отчуждения) отходов (захоронение, обезвреживание, использование и (или) подготовка их к использованию) не означают, что организации – собственники отходов производства теперь не могут передать отходы (произвести их отчуждение) организациям, которые не осуществляют указанные виды деятельности, а лишь принимают отходы, при необходимости их накапливают и впоследствии передают для осуществления захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию третьей стороне (в т.ч. за рубежом). Такая передача отходов не запрещена.
По сути, данные организации оказывают своего рода посреднические услуги по удалению отходов, к ним в т.ч. относятся функционирующие по всей республике заготовительные организации.
Уточнен перечень случаев, при которых не требуется регистрация сделок об отчуждении опасных отходов
Цель создания такого документа, как Положение № 61, – осуществление контроля за движением отходов (т.е. за целями передачи (отчуждения) опасных отходов и порядком дальнейшего обращения с ними той организацией, которой такие отходы передаются).
Регистрации подлежат сделки о передаче (отчуждении) отходов, включенных в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391 (далее – Перечень). Данная обязанность определена п. 4 ст. 3 Закона № 271-З.
То есть если тот или иной опасный отход не был включен в Перечень, то сделки не регистрировались |*|.
* Информация о действиях с отходами производства, в т.ч. опасными, в медицинской сфере доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Пример. Отсутствие регистрации сделки при передаче опасных отходов
Организация передала заготовительной организации по договору отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601 в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85).
Данные отходы являются опасными, поскольку классификатором отходов для них установлен 4-й класс опасности.
Надо ли регистрировать эту сделку?
С учетом того что данные отходы в Перечне не названы, сделки об их передаче (отчуждении) регистрации не подлежат.
Постановление № 842 уточнило и привело в соответствие с Законом № 271-З терминологию, действующую для случаев, установленных в п. 4 Положения № 61, при которых не требуется регистрация сделок об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, в территориальных органах Минприроды.
Справочно: постановлением № 842 также изложен в новой редакции Перечень.
Так, регистрация сделок об отчуждении опасных отходов не требуется:
1) в случае отчуждения опасных отходов организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания отходов, захоронения отходов, указанных в составляющих работы и услуги лицензируемой деятельности.
Справочно: лицензия выдается Минприроды в соответствии с требованиями Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450;
2) при хранении |**|, захоронении, обезвреживании, использовании и (или) подготовке к использованию отходов за пределами территории Республики Беларусь;
** Случаи, когда можно при хранении отходов производства не платить экологический налог за хранение отходов, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
3) при ввозе и (или) вывозе опасных отходов на основании заключений (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемых Минприроды, или на основании лицензий на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, выдаваемых Минторгом Республики Беларусь.
Напомним, что регистрация сделки заключается в следующем.
Организация, которой передаются (отчуждаются) отходы, должна представить в территориальный орган Минприроды:
– заявление;
– копию договора о передаче (отчуждении) отходов;
– документ организации, которая передает (отчуждает) отходы, свидетельствующий об образовании у нее опасных отходов или о приобретении ею права собственности на передаваемые (отчуждаемые) опасные отходы.
Отметим, что документом, свидетельствующим об образовании у организации отходов производства, может быть утвержденная и согласованная в установленном порядке инструкция по обращению с отходами производства, а документом, свидетельствующим о приобретении права собственности на отходы, – соответствующий договор, учетная документация и т.п.;
– копию договора с организацией, осуществляющей использование, обезвреживание, захоронение опасных отходов, – для регистрации сделки об отчуждении опасных отходов при отчуждении опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, деятельность которого связана с удалением опасных отходов.
Справочно: перечень документов, необходимых для регистрации сделок с опасными отходами, определен в п. 6.25 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Регистрация сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов или отказ в ее регистрации осуществляются в течение 10 дней с момента подачи документов.
При положительном решении уполномоченный работник территориального органа Минприроды по месту временного хранения, захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки к использованию отходов проставляет штамп (с указанием регистрационного номера и даты регистрации) на письменной копии договора о передаче (отчуждении) отходов.
Важно! Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок, сделки об отчуждении опасных отходов, не зарегистрированные в рассмотренном порядке, считаются ничтожными, и к ним применяются последствия их недействительности, установленные гражданским законодательством.
Организациям запрещено передавать физическим лицам все виды опасных отходов 1-3-го классов опасности, отходы с неустановленными степенью и классом опасности
Новая редакция Закона № 271-З не содержит, как ранее, возможность передачи отходов |*| физическому лицу в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования.
* Информация о том, кто в случае передачи отходов будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Связано это с тем, что физическое лицо без образования юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя не вправе осуществлять указанные виды деятельности.
При этом ст. 3 Закона № 271-З дополнена п. 31: отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления. Под "личным потреблением" следует понимать применение отходов в жизнедеятельности человека, не связанное с осуществлением им экономической деятельности.
Такая формулировка допустимой цели передачи отходов физическому лицу налагает ограничения на виды и количество отходов, которые могут быть переданы гражданину. К примеру, организациям сложно будет обосновать передачу физическому лицу отходов стекла в большом количестве, т.е. личное потребление значительных объемов большинства видов отходов маловероятно.
Более того, указанный п. 31 ст. 3 Закона № 271-З предусматривает еще одно ограничение в отношении видов возможных к передаче физическому лицу отходов: запрещается передача опасных отходов, включенных в Перечень.
Отметим, что в новую редакцию Перечня включены, по сути, все опасные отходы 1-3-го классов опасности, отходы с неустановленными степенью и классом опасности.
Таким образом, передача физическому лицу практически всех видов опасных отходов 1–3-го классов опасности, отходов с неустановленными степенью и классом опасности запрещается.
Что касается документального оформления передачи (отчуждения) отходов физическому лицу, то законодательством об обращении с отходами документооборот в данном случае фактически не регулируется. Поскольку отходы в организации учтены и приняты на баланс, требуется оформление какого-либо учетного документа о передаче их физическому лицу. Это может быть, например, акт, в котором фигурируют дата передачи отходов, количество отходов, данные о физическом лице и иные отметки при необходимости. Кроме того, в обязательном порядке передаваемые физическому лицу отходы учитываются в книгах учета отходов, иной предусмотренной документации об обращении с отходами.
Справочно: помимо вышеуказанных документов постановление № 842 внесло также изменения:
– в Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами".
В частности, из названного Положения исключены гаражные кооперативы;
– единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.