Ныне действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС) перестал отвечать современным требованиям. Сейчас кроме ТК ТС таможенные правоотношения регулируют еще около 20 международных соглашений в области таможенного дела. ТК ЕАЭС объединил в себе все договоренности, наработанные за время существования Таможенного союза, и будет комплексно регулировать правоотношения в области таможенного дела |*|.
* Информация о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита
Основой при подготовке проекта ТК ЕАЭС послужили ТК ТС и проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, разработка которого осуществлялась таможенными службами государств – членов ЕАЭС с 2011 по 2014 гг.
Справочно: в ТК ЕАЭС кроме положений ТК ТС кодифицированы следующие международные договоры:
– Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008;
– Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010;
– Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов таможенного союза от 21.05.2010;
– Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств – членов таможенного союза от 21.05.2010;
– Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21.05.2010;
– Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 21.05.2010;
– Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза от 21.05.2010;
– Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18.06.2010;
– Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств – членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18.06.2010;
– Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010;
– Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, от 18.06.2010;
– Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 05.07.2010;
– Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 19.10.2011;
– Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010;
– Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010;
– Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010.
ТК ЕАЭС включает в себя 9 разделов (61 глава), 465 статей и 2 приложения. Кроме кодифицированных положений, в него включены 2 новые главы, устанавливающие правила исчисления, уплаты, применения обеспечения, взыскания, возврата специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин и правила перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС.
Справочно: положения, регулируемые данными главами, до настоящего времени не были отдельно урегулированы ни в одном правовом акте, составляющем право ЕАЭС.
Отметим следующие новеллы ТК ЕАЭС.
Возможность использования механизма «единого окна» при совершении таможенных операций
Если раньше для таможенного оформления товара требовалось представить в таможню разрешения, лицензии и сертификаты, выданные иными государственными органами, то со вступлением в силу ТК ЕАЭС будет достаточно указать в таможенной декларации лишь сведения о таких документах. Однако для полномасштабного внедрения данной технологии потребуется организация в республике соответствующего информационного взаимодействия таможенных и иных государственных органов.
Предусмотрен приоритет электронного таможенного декларирования товаров
Реализация данной технологии позволит подать декларацию на товары в виде электронного документа по Интернету. При этом представителю декларанта не требуется физически ехать в место расположения таможенного органа.
Предусмотрена возможность автоматического выпуска товаров без участия человека.
Для этого будет использована информационная система таможенных органов после проведения проверки таможенной декларации системой анализа управления рисками. Это позволит значительно сократить время прохождения таможенных формальностей |*|, уменьшить контакт между таможенником и декларантом, что существенно снизит риски проявления коррупции.
* Информация об уплате таможенных платежей при транзите товара
В несколько раз сокращено время, в течение которого таможенный орган должен принять решение о выпуске товаров
Если в настоящее время такое решение принимается в течение 1 рабочего дня, то после вступления в силу ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 ч с момента регистрации таможенной декларации. Вместе с тем такое сокращение времени не повлияет на качество проведения таможенного контроля, потому что при необходимости проведения углубленного контроля по решению руководителя таможенного органа такой срок может быть продлен на необходимое время.
Будет устранена существующая в настоящее время коллизия норм таможенного и транспортного законодательства
В частности, временно ввезенные автомобильные транспортные средства международной перевозки смогут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства – члена ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого государства – члена ЕАЭС, если такая перевозка допускается международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной в области автомобильного транспорта или системой многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта.
Предусмотрен принципиально новый подход к институту уполномоченного экономического оператора
Увеличено количество упрощений, предоставляемых таким операторам, предусмотрена возможность применения специальных упрощений на всей таможенной территории ЕАЭС и заложена основа для возможности взаимного признания уполномоченных экономических операторов другими странами.
Установлена возможность снижения суммы предоставляемого финансового обеспечения деятельности с 1 млн. евро до суммы, эквивалентной 150 тыс. евро. Такое снижение будет производиться в зависимости от «стажа» безупречной работы лица в данном статусе. Для ныне действующих белорусских уполномоченных экономических операторов удалось добиться максимально выгодных конкурентных условий вхождения на рынок ЕАЭС. Так, по предложению Республики Беларусь включены нормы, позволяющие учитывать также «стаж» работы в качестве уполномоченного экономического оператора в условиях ныне действующего ТК.
Предусмотрены 3 типа свидетельств уполномоченного экономического оператора, каждое из которых предусматривает свою группу упрощений. Упрощения сгруппированы по различным типам свидетельств и условия получения свидетельств также разделены в зависимости от их типа. Это дает юридическому лицу право выбора набора упрощений в зависимости от его предпочтений.
Вопросы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ)
В настоящее время их функционирование регулируется отдельным Соглашением.
В ТК ЕАЭС предусмотрен стандартный для всех СЭЗ порядок функционирования, а также определены СЭЗ со специальным правовым режимом («территориальные» СЭЗ), в которых будут действовать дополнительные упрощения.
Стандартный порядок функционирования СЭЗ базируется на действующем Соглашении по СЭЗ, кроме того, предусматривает ряд прогрессивных норм, которые будут способствовать созданию «технологических цепочек» в рамках производственной кооперации предприятий, функционирующих как на территории СЭЗ, так и предприятий, находящихся вне такой территории.
Например, если ввезенный с СЭЗ товар нужно передать иному лицу для совершения отдельных операций по переработке, в т.ч., если такие предприятия находятся вне СЭЗ, можно будет не тратить время на проведение дополнительных таможенных формальностей, связанных с завершением процедуры свободно таможенной зоны, а просто уведомить таможенный орган о передаче таких товаров.
Вместе с тем контроль за завершением действия таможенной процедуры будет оставаться строгим и не будет позволять вовлекать такие товары в экономический оборот без уплаты таможенных платежей.
Справочно: концепция «территориальных» СЭЗ в настоящее время в ЕАЭС применяется только в Калининградской и Магаданской областях Российской Федерации. Это создает неравные условия осуществления предпринимательской деятельности и конкуренции для субъектов хозяйствования в рамках ЕАЭС. При написании проекта ТК ЕАЭС Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения выразили желание иметь дополнительные упрощения, применяемые сегодня в таких СЭЗ, и на своей территории.
Для «территориальных» зон в соответствии с нормами национального законодательства можно будет реализовать ряд преимуществ в части производства, логистики, торговых и туристических услуг:
– возможность декларирования товаров в процедуре свободной таможенной зоны не только нерезидентами СЭЗ, но и иными лицами (например, администрацией парка, владельцами складов, функционирующих на территории парка);
– возможность снятия с таможенного контроля без таможенного декларирования товаров, потребленных на территории СЭЗ;
– определение упрощенного порядка помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (по факту ввоза на территорию СЭЗ), который в настоящее время установлен только для портовых или логистических СЭЗ |*|.
* Информация об освобождении от уплаты НДС товаров, вывозимых резидентами СЭЗ в ЕАЭС
Достигнута договоренность о поэтапном снижении всеми государствами – членами ЕАЭС норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами из иностранных государств.
Снижение будет совершаться поэтапно и должно начаться через год с момента вступления в силу ТК ЕАЭС. Новые нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования должна определить Евразийская экономическая комиссия на уровне решения Совета ЕАЭС.