Напомним, что с целью усиления зависимости оплаты труда руководителей организаций любой формы собственности (исключая бюджетные и приравненные к ним организации) от результатов финансово-хозяйственной деятельности было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (далее – постановление № 597). Данным постановлением:
– утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее – Положение). Воспользоваться нормами данного положения могут и иные коммерческие организации негосударственной формы собственности, закрепив такое право в своей учетной политике;
– установлен коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (исключая бюджетные и приравненные к ним организации) и средней заработной платы по организации в целом. Он не может превышать 8. С 1 апреля 2015 г. изменился порядок расчета коэффициента соотношения заработных плат |*|. На размер коэффициента больше не влияет невыполнение показателя чистой прибыли по итогам отчетного квартала. Размер коэффициента, применяемого в случае недостижения по итогам отчетного квартала превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы, повышен до 4 включительно. Напомним, что ранее он не мог превышать 3;
* Изменения в оплате труда руководителей организаций, которые следует учесть в 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"
– определены случаи, при наступлении которых руководителям организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений (подп. 2.5 п. 2).
От чего будет зависеть премия руководителя
В старой редакции документа значилась запретительная норма на начисление и выплату премий, бонусов и вознаграждений. Они не выплачивались при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы.
Вышеопубликованным документом эта норма, вступающая в силу с 17 ноября 2015 г., конкретизирована, что упрощает его применение. Премии, бонусы и вознаграждения руководителям могут начисляться с периодичностью: месяц, квартал, полугодие, иной период. С учетом этого указанные вознаграждения, предусмотренные условиями контрактов, не начисляются и не выплачиваются за месяц, в котором:
– допущен рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;
– имеет место задолженность по выплате заработной платы и задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшейся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами.
Когда такие выплаты начисляют руководителям за квартал, полугодие или иной период, то следует учитывать, что их начисление производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и соответствующие виды задолженностей |**|.
** "Прямая линия" с участием специалиста Минтруда и соцзащиты об изменениях в оплате труда и порядке их применения доступна всем на портале GB.BY
Перечень оснований для обязательного снижения премий, бонусов, вознаграждений сокращен
Основания для обязательного снижения (лишения) премий, бонусов и вознаграждений руководителю установлены в п. 9 Положения. К их числу относятся:
– реализация продукции, товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям стандартов;
– недостижение превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы;
– непринятие мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасных условий труда в возглавляемой организации.
Ранее применявшееся основание "необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива" комментируемым постановлением исключено.
Ограничение, касающееся задолженности по оплате потребленных энергоресурсов, не применяется при наличии решений республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию о возможности начисления и выплаты руководителям организаций всех видов вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов.
Возможность начисления премий, бонусов, вознаграждений в ряде случаев есть
"Исключенные" нормы "закрепились" в п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2002 № 358 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию". В нем, в частности, прописано, что республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию дано право:
– рассматривать состояние дел с расчетами за указанные энергоресурсы, заслушивать по данному вопросу отчеты соответствующих руководителей;
– определять меры, направленные на обеспечение своевременной и полной оплаты этих энергоресурсов, а также твердых видов топлива;
– рассматривать направленные в установленном порядке предложения республиканских органов по вопросам неприменения (применения) повышающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию и ценам на природный газ в отношении организаций, не выполняющих установленных заданий по энергосбережению, и принимать соответствующие решения;
– рассматривать вопрос о возможности начисления и выплаты всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов руководителям:
газоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз", и энергоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго", при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом;
организаций, допустившим задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшуюся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами.