Плановых проверок не будет
Формами государственного контроля (надзора) определены:
2) внеплановые проверки;
3) мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
4) меры профилактического и предупредительного характера.
Плановые проверки из этого перечня исключены.
Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и ИП, а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускаются. Исключение составляют государственные объединения «Белэнерго» и «Белтопгаз», а также РУП облэнерго и облгаз. Они сохраняют такое право до 1 января 2019 г.
Ведомственный контроль канул в Лету?
Список контролирующих органов сокращен с 39 до 28 наименований. При этом исключено упоминание о ведомственном контроле (в т.ч. признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»), что можно считать одним из главных новшеств Указа № 376. Поменялась и компетенция. Например, из сферы контроля МНС исключен валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты).
Проверки должны носить предупредительный характер
Как и ранее, проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к ответственности, в т.ч. административной (ст. 23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП) и уголовной (ст. 232 Уголовного кодекса Республики Беларусь). По-прежнему декларируются первоочередные меры профилактического и предупредительного характера (мониторинг, разъяснение, информирование, семинары и т.п.), запрещается нарушать проверками |*| производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
* Информация о налоговом контроле и формах его проведения
Результат внеплановой проверки
В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки. Результатом проверок могут быть:
а) требование (предписание) об устранении выявленных нарушений;
б) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, – предложение о приостановлении (запрете) деятельности до устранения нарушений;
в) требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений.
В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
Для впервые созданных организаций сохраняется 2-летний мораторий на проверки
Остался в силе 2-летний мораторий на проверки впервые созданных организаций (обособленных подразделений, ИП, объектов строительства и т.п.). До истечения этого срока внеплановая проверка может быть проведена в 8 случаях (ранее – в 14). По истечении 2 лет возможна выборочная проверка (до этого была плановая) при ее включении в план выборочных проверок. Она назначается с учетом критериев оценки степени риска и на основании имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч.:
– чек-листа (представляется самим субъектом хозяйствования);
– административных данных;
– аудиторского заключения (при его наличии);
– полученной в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
– представленной органом уголовного преследования или иностранным государством.
Как и ранее, анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Периодичность проведения выборочных проверок
Ранее плановые проверки могли проводиться не чаще 1 раза в год (высокая группа риска), в 3 года (средняя) или в 5 лет (низкая). Теперь выборочная проверка будет проводиться не чаще 1 раза в 3 года (одним и тем же органом) или 1 раза в год (разными органами, в т.ч. совместные проверки). Проверять чаще можно только с согласия специально перечисленных органов и должностных лиц (Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, КГК, Генпрокурор и т.п.).
Внеплановые тематические оперативные проверки
По-прежнему сохранилась возможность проведения внеплановых тематических оперативных проверок. Однако проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, как правило, не допускается. Оговорка «как правило» предполагает наличие исключений из правила. Одно из таких исключений – проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС (п. 15 Указа № 510 в редакции Указа № 376).
Увеличение убытков или вычетов по НДС – основание для увеличения проверяемого периода
В случае представления налоговой декларации по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной, или налоговой декларации по НДС с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты за период свыше 5 лет, проверка проводится за период, за который представлена такая налоговая декларация.
Сохранилась возможность применять расчетный метод
Сохранилась возможность использования расчетного метода при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, а также обращения контролирующего органа в экономический суд с иском о ликвидации субъекта хозяйствования в случае грубых нарушений.
Также осталась в силе возможность признания проверки |*| незаконной и аннулирования ее последствий, если должностное лицо не внесло запись в книгу проверок или нарушило порядок ее проведения. Понятие «грубое нарушение», дающее право на применение соответствующих мер, теперь распространяется не только на субъекты хозяйствования, но и на должностных лиц контролирующих органов, к которым могут быть применены меры дисциплинарной ответственности (новый п. 23-1).
* Информация о проведении проверок Белгосстрахом
При проведении каких проверок Указ № 510 не применяется
Как и ранее, в Указе № 510 содержится обширный перечень проверок, к которым данный Указ не применяется. Если раньше он насчитывал 29 случаев, то теперь – 34. В том числе не применяется Указ № 510 теперь при проведении:
– контрольных мероприятий для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС;
– проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством.
Как и ранее, не применяется Указ № 510 к мероприятиям по выявлению имущества должника, на которое может быть обращено взыскание по налоговым обязательствам.
Централизованный учет проводимых проверок
Указом № 376 предусмотрено создание интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, в рамках которой осуществляются формирование предписаний на проведение проверок и их регистрация. Координационный план, который должен был размещаться на интернет-сайте КГК, теперь стал «планом выборочных проверок».
Встречная проверка: меры ответственности и требования проверяющих
Указом № 510 утверждено Положение о порядке организации и проведения проверок, которое также подверглось многочисленным изменениям. В понятийной части появилось определение встречной проверки, но исключено определение контрольной. Причем по результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются. Правомерным требованием контролирующих органов сейчас будет представить документы, которые не просто относятся к проверяемым вопросам, но которые субъект хозяйствования обязан иметь согласно законодательным актам (т.е. принятым Президентом Республики Беларусь и Парламентом, а не Советом Министров Республики Беларусь, министерствами и ведомствами).
Сроки проведения и продления проверок и иные вопросы
Сроки проведения проверок остались прежними, но возможность продления на 15 дней для исследования производства и испытаний продукции исключена.
Право обжаловать решения контролирующих органов раньше имел проверяемый субъект хозяйствования, а теперь – «каждое лицо», полагающее, что такие решения затрагивают его законные интересы.
Несколько скорректирован порядок проведения проверок |*| по поручению органов уголовного преследования и судов. В частности, решение о проведении должно быть принято руководителем контролирующего органа в течение 5 дней, а не 3.