С 1 июня по 28 августа 2014 г. природопользователи могли вести учет отходов в соответствии с постановлением № 33 или Техническим кодексом 17.02-12-2014
С 28 августа 2014 г. постановление № 27:
– признало утратившим силу постановление № 33.
Этим постановлением были утверждены формы учетных документов в области охраны окружающей среды и обращения с отходами (ПОД-9, ПОД-10) и инструкция об их ведении;
– установило отдельные аспекты организации учета в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.
Ранее, с 31 июля 2014 г., постановлением Минприроды РБ от 09.07.2014 № 32 признаны утратившими силу Правила ведения учета отходов, утвержденные постановлением этого министерства от 26.11.2001 № 27.
Таким образом, вышеназванными постановлениями Минприроды завершен переход на новые формы учетной документации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами (далее – ПОД), предусмотренные Техническим кодексом 17.02-12-2014.
Отметим, что в период одновременного действия Технического кодекса 17.02-12-2014 и постановления № 33 природопользователи вправе были использовать "старые" и "новые" формы учетной документации.
С 28 августа т.г. переходный период закончился. С этой даты природопользователи обязаны:
1) применять только новые формы учетных документов, установленные Техническим кодексом 17.02-12-2014;
2) организовывать учет вредного воздействия на окружающую среду и учет отходов в соответствии с требованиями постановления № 27 и требованиями, установленными в порядке заполнения форм учетной документации.
Основные правила организации учета вредного воздействия на окружающую среду и обращения с отходами
1. Учету посредством сбора, анализа, обработки и накопления данных подлежат использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, обращение с отходами и иные виды вредного воздействия на окружающую среду.
Справочно: согласно Закону РБ "Об охране окружающей среды":
– вредное воздействие на окружающую среду – любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды;
– природопользование – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду;
– природопользователь – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий природопользование.
2. Организации ведут только те формы ПОД, которые им необходимы в силу специфики осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
Техническим кодексом 17.02-12-2014 установлены следующие формы ПОД:
– ПОД-1 "Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом";
– ПОД-2 "Журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом";
– ПОД-3 "Журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок";
– ПОД-5 "Журнал учета поступления, расхода, сбора бывших в употреблении для повторного использования, рециклинга и передачи на регенерацию озоноразрушающих веществ";
– ПОД-6 "Журнал учета водопотребления и водоотведения с применением средств измерений расхода (объема) вод";
– ПОД-7 "Журнал учета водопотребления и водоотведения неинструментальными методами";
– ПОД-8 "Журнал учета сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод";
– ПОД-9 "Книга учета отходов";
– ПОД-10 "Книга общего учета отходов".
По сравнению с постановлением № 33 исключены следующие формы ПОД:
– ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране окружающей среды";
– ПОД-11 "Журнал учета мобильных источников выбросов".
Исключение этих форм ПОД оправданно. В настоящее время сведения о реализованных природоохранных мероприятиях и мобильных источниках выбросов (автотранспорт и др.) подлежат однократному внесению в экологический паспорт предприятия и в государственные статистические отчеты в области ООС.
Зная виды воздействия на окружающую среду, организация должна завести только те формы ПОД, которые ей необходимы.
Например, если у организации нет водопотребления и водоотведения, то ей не надо заводить журналы ПОД-6 или ПОД-7.
Важно! Для большинства организаций обязательными для ведения формами будут ПОД-9 "Книга учета отходов" и ПОД-10 "Книга общего учета отходов", так как отходы образуются практически у всех субъектов хозяйствования (даже при наличии только административной деятельности в офисных помещениях).
3. Нужные формы ПОД подлежат заполнению только в течение срока осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Например, в период, когда осуществляется добыча подземных вод, организация должна вести журналы ПОД-6 или ПОД-7. Если добыча подземных вод прекращена, то вести журналы не нужно.
4. Формы ПОД, ведение которых осуществляет организация, должны быть включены в инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – инструкция о ПЭК).
Инструкция о ПЭК подлежит разработке в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 11.10.2013 № 52.
Важно! Природопользователь обязан утвердить инструкцию о ПЭК при заполнении любой формы ПОД. Она утверждается самим природопользователем и не подлежит согласованию с территориальными органами Минприроды.
Содержание инструкции о ПЭК строго регламентировано. Один из обязательных разделов – это "Учет и отчетность в области охраны окружающей среды". Согласно требованию к написанию этого раздела в специальном приложении к инструкции о ПЭК указываются:
– перечень ПОД, подлежащих ведению природопользователем;
– перечень государственных статистических отчетов, представление которых осуществляется природопользователем исходя из специфики его деятельности.
5. Результаты учета вредного воздействия на окружающую среду и обращения с отходами подлежат отражению в экологическом паспорте предприятия и в государственных статистических отчетах в установленных законодательством случаях.
Структура и содержание экологического паспорта предприятия установлены в СТБ 17.01.00-01-2012 "Экологический паспорт предприятия". Инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 07.06.2013 № 25, определены отдельные вопросы заполнения экологического паспорта предприятия.
Напомним, что природопользователи обязаны вести паспорт, если заполняют одну из следующих форм государственных статистических отчетов в области охраны окружающей среды:
– государственный статистический отчет 1-ос (воздух) "Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов" (постановление Белстата от 04.07.2012 № 81);
– государственный статистический отчет 1-вода (Минприроды) "Отчет об использовании воды" (постановление Белстата от 19.09.2013 № 209);
– государственный статистический отчет 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" (постановление Белстата от 19.09.2013 № 208);
– государственный статистический отчет 1-ос (затраты) "Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды" (постановление Белстата от 01.06.2011 № 101).
6. В процессе ведения учета используются инструментальные (измерения в области охраны окружающей среды), расчетные (неинструментальные) и инструментально-расчетные методы в порядке, установленном законодательством РБ, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.