Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.2015 № 478 "О развитии цифровых банковских технологий" (далее – Указ № 478) содержит 2 основных новшества:
1) создается межбанковская система идентификации клиентов, а также вводится дистанционная идентификация;
2) расширяются возможности по заключению электронных сделок с банком.
Межбанковская идентификация
Указ № 478 понимает идентификацию как комплекс мероприятий по установлению, фиксации определенных Законом Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон) данных о клиентах, их представителях, а также подтверждению достоверности этих данных.
Идентификация участников финансовой операции проводится (ст. 8 Закона):
1) при заключении договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме;
2) осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, если идентификация не была проведена ранее;
3) осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю;
4) открытии электронного кошелька |*| и совершении операций с электронными деньгами в случаях и размерах, определенных Нацбанком;
* Информация о правах и обязанностях участников операции по погашению электронных денег доступна для подписчиков электронного "ГБ"
5) осуществлении денежных (банковских, почтовых) переводов;
6) наличии подозрения в достоверности и точности ранее полученных данных.
Идентификацию организации определяют необходимые данные
Правила идентификации дифференцированы для клиентов физических лиц, ИП и юридических лиц. В частности, при проведении идентификации клиентов-организаций на основании учредительных, регистрационных и иных документов (их копий) устанавливают и фиксируют следующие данные об этих организациях:
а) наименование;
б) регистрационный номер и дату государственной регистрации клиента-организации, наименование регистрирующего органа (при их наличии);
в) место нахождения;
г) УНП, для нерезидентов – иной идентификационный номер;
д) ФИО руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени клиента-организации, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, и (или) иных уполномоченных должностных лиц, которым законодательством или руководителем предоставлено право действовать от имени этой организации);
е) сведения о бенефициарных владельцах, а если в результате принятия мер по идентификации клиента бенефициарный владелец достоверно не установлен – сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа клиента-организации, либо лице, возглавляющем ее коллегиальный исполнительный орган;
ж) состав учредителей (участников, членов), владеющих не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) организации; доли их владения акциями (размер доли в уставном фонде, паев) организации;
з) структуру органов управления;
и) виды деятельности;
к) цели установления и предполагаемый характер отношений с лицом, осуществляющим финансовые операции.
Причем, если в документах, представленных для проведения идентификации клиентов, отсутствуют данные под литерами "г" – "к", эти данные фиксируют со слов участников финансовой операции.
Более подробно процедура идентификации клиентов банками регламентирована Инструкцией № 818*. В частности, ею предусмотрено (пп. 39, 40), что банк фиксирует данные, установленные в ходе проведения идентификации клиентов, в электронной базе данных посредством заполнения банком анкеты клиента.
___________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (гл. 4).
Создается межбанковская система идентификации
На основании Указа № 478 создается межбанковская система идентификации в качестве подсистемы АИС "Расчет", предназначенная для проведения идентификации клиентов (юридических и физических лиц) и их представителей без их личного присутствия. Если ранее функционирование единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь (далее – ЕРИП) обеспечивалось Нацбанком, то в соответствии с Указом № 478 создается ОАО "Небанковская кредитно-финансовая организация "ЕРИП".
При обращении клиентов в банки идентификация клиентов, их представителей проводится при личном присутствии клиентов. Исключение составляют следующие случаи наличия:
1) у банков данных о клиентах, их представителях, полученных ранее при идентификации клиентов в соответствующих банках;
2) в системе идентификации данных о клиентах, их представителях, полученных при их идентификации при личном присутствии;
3) данных о клиентах, их представителях из действующего сертификата открытого ключа проверки электронной цифровой подписи, изданного республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи |*| Республики Беларусь (подп. 2.3, 2.4 п. 2 Указа № 478).
* Информация о возможностях применения электронной цифровой подписи при оформлении кредитных отношений с банком доступна для подписчиков электронного "ГБ"
ОАО "ЕРИП" (в полной мере – с 1 октября 2016 г.) будет осуществлять:
– формирование системы идентификации, сбор, обработку, хранение данных о клиентах, их представителях в системе идентификации;
– представление банкам, клиентам, их представителям указанных данных.
Данные из системы будут платными
Система в целом, а также отдельные правила сбора и представления информации весьма напоминают ту, что создана согласно Закону Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З "О кредитных историях". В частности:
1) представление данных является обязательным для банков, но только с согласия клиентов;
2) данные представляются на возмездной основе;
3) между банком и ОАО "ЕРИП" заключается договор оказания информационных услуг;
4) сами клиенты вправе ознакомиться с данными о себе (срок представления – 3 дня, если 1 раз в год – бесплатно).
Внимание! Представление данных в систему и получение сведений из нее не является нарушением банковской тайны. При этом Указ № 478 не перечисляет те государственные органы, которые могут пользоваться сведениями из ЕРИП кроме банков. Обычно такое право оговаривается в ведомственных законах и кодексах.
Форма сделки с банком
В настоящее время Банковский кодекс Республики Беларусь не устанавливает единых требований к форме банковских сделок. Он лишь устанавливает обязательную письменную форму платежных инструкций (ст. 233), кредитного договора (ст. 139), банковской гарантии (ст. 165), договоров банковского вклада (ст. 183), доверительного управления денежными средствами (ст. 215) и банковского хранения (ст. 280). За исключением двух последних случаев, к письменной форме фактически приравнивается использование систем дистанционного банковского обслуживания. Речь идет о совокупности технологий предоставления банковских услуг и осуществления банковских операций с использованием программно-технических средств и телекоммуникационных систем, обеспечивающих взаимодействие банков и клиентов, в т.ч. передачу электронных документов и электронных сообщений (п. 2 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66).
Указ № 478 предусматривает (подп. 2.9 п. 2), что сделки при совершении банковских операций и иной деятельности банков могут совершаться ими в письменной форме способами, предусмотренными гражданским законодательством, в т.ч.:
1) в электронном виде с использованием ЭЦП с учетом ограничений на применение электронных документов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
2) в электронном виде без использования ЭЦП, но с применением программно-аппаратных средств и технологий, определяемых Нацбанком. При этом должны быть обеспечены конфиденциальность, целостность и подлинность информации в соответствии с законодательством о технической и криптографической защите информации.
В последнем случае такие документы (как и снабженные ЭЦП) не требуют воспроизведения на бумажном носителе и могут использоваться для представления организациям, государственным органам и другим лицам. Перечень операций, в которых возможно использование таких документов, должен определить Нацбанк.