Организация в августе 2015 г. получила из районной ИМНС письмо с требованием уплатить в соответствии с нормами Указа № 488* налоги по 2 сделкам, совершенным в 2014 г. с организацией "Х", которая весной т.г. была включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр подозрительных организаций).
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488).
Организация выполнила данное требование, представила в налоговый орган уточненные налоговые декларации и доплатила налоги в бюджет. В октябре т.г. она узнала, что ее контрагент – организация "Х" исключен из Реестра подозрительных организаций.
Как поступить организации в этом случае?
Однозначного разъяснения законодательства на сей счет не существует.
В данном случае можно учесть то обстоятельство, что на основании ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату.
Налоговый орган производит:
– зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей – самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) (п. 4 ст. 60 НК);
– возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени – по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) в случае отсутствия у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Такое заявление может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченных сумм производится в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате (пп. 8–9 ст. 60 НК).
Однако в описанной ситуации необходимо иметь в виду, что представленные организацией уточненные налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган фактически являются признанием отсутствия финансово-хозяйственных отношений с контрагентами.
Можно ли заключать сделки с коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр подозрительных организаций?
Это законодательством не запрещено.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Включение субъекта в Реестр подозрительных организаций непосредственно не влечет ни для него, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий, кроме разве что вреда деловой репутации субъекта, поскольку реестр носит публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.
К тому же установленные в подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488 |*| неблагоприятные налоговые последствия возможны только при наличии доказательств мнимости хозяйственной операции. При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в Реестр подозрительных организаций.
* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY
Правовые последствия зависят от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в Реестр подозрительных организаций, а также от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательного запрета на заключение сделок с организациями, включенными в Реестр подозрительных организаций, нет. В то же время представляется логичным сделки с данными субъектами, включенными в реестр, не заключать.
Справочно: для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом |**|, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).
** Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В организацию на проверку пришли специалисты органа финансовых расследований. Часть вопросов, которые они планируют проверить, проверялась ранее налоговыми органами в ходе выездной проверки.
Возможна ли перепроверка организации за аналогичный период и по тем же вопросам?
Нет, если только проверка, проводимая финансовой милицией, не подпадает под исключение, предусмотренное Указом № 510*.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и утвержденное им Положение о порядке организации и проведения проверок (далее – Указ № 510 и Положение № 510).
По общему правилу проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается. Это определено п. 12 Указа № 510.
Однако это правило предусматривает исключения. К таковым относят проверки:
– проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– осуществляемые Нацбанком;
– дополнительные и встречные проверки;
– проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– в отношении проверяемых субъектов, которые ранее проверялись в рамках ведомственного контроля.
Учредители ликвидированной организации обнаружили, что предприятие, с которым их организация имела финансово-хозяйственные отношения в прошлом году, включено в 2015 г. в реестр подозрительных организаций.
С учетом того что организация ликвидирована, существует ли в таких случаях возможность доначисления налоговых платежей и их взыскания (например, с учредителей)?
Не существует.
Проверка – это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (п. 2 Положения № 510).
Понятие "проверяемый субъект" определено в п. 1 Указа № 510. Это организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
На основании вышеизложенного проведение проверки соблюдения налогового законодательства субъекта хозяйствования, исключенного из ЕГР, невозможно.
Организация получила из отдела по борьбе с экономическими преступлениями РУВД письменное требование представить устав, приказы о назначении директора, главного бухгалтера, а также заверенные копии всех налоговых документов за целый год: все договоры с контрагентами, счета-фактуры, накладные |*|, платежные поручения. Основание – оперативно-розыскные мероприятия по запросу налоговой инспекции, в которой наша организация состоит на налоговом учете.
* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного "ГБ"
На каком основании милиция требует налоговые документы? И что будет, если мы откажемся их представить? Вправе ли такие структуры проводить проверки, если эти вопросы находятся в компетенции финансовой милиции?
Основания и права предусмотрены законодательством. За их невыполнение предусмотрен административный штраф или арест.
Данный вопрос не относится к компетенции органов финансовых расследований, однако, учитывая формат "Прямой линии", выскажу свое мнение по данному вопросу.
Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, а также их права установлены ст. 24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь", права их сотрудников – ст. 25 этого Закона.
Данными статьями определено следующее:
– органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции вправе требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы и т.д.;
– сотрудники органов внутренних дел вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами, а также вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.
Кроме того, различным оперативным подразделениям, в т.ч. органам внутренних дел, предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности").
Таким образом, требования, предъявляемые управлением экономической безопасности МВД к организации, правомерны.
Отказ организации исполнить официальное требование сотрудников органов внутренних дел влечет применение административной ответственности, предусмотренной ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В случае установления нарушений законодательства, относящихся к компетенции органов финансовых расследований, материалы проверки будут направлены по подведомственности.
Справочно: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.
У компании много поставщиков, и ей сложно на стадии заключения договора определить, является ли ее партнер добросовестным налогоплательщиком.
Какие способы по проверке сведений о контрагенте могут порекомендовать проверяющие?
– выбирать контрагентов с устойчивой репутацией, долго работающих на рынке, отдавая приоритет организациям с государственной долей собственности;
– пользоваться сведениями Реестра подозрительных организаций;
– заключать сделки при личной встрече с руководителем организации (покупателя/продавца), исключая отправку договора по почте;
– применять иные способы определения добросовестности партнера (банковская гарантия, письма поручительства и др.).
Можно ли обжаловать действия работников органов финансовых расследований?
Можно.
Такая возможность предусмотрена ст. 5 Закона № 414-З*, из которой следует, что граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) работников органов финансовых расследований |*|, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).
* Вопросы, разъясняющие порядок и особенности проведения финансовой милицией проверок, доступны всем на портале GB.BY
При этом необходимо учитывать, что в случае обжалования, например, административного решения должен быть применен обязательный административный (внесудебный) порядок обращения с соответствующей жалобой в вышестоящий орган (при его наличии), установленный п. 3 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З "Об основах административных процедур".
Иными словами, обращение в суд возможно только после обращения с административной жалобой в вышестоящий орган финансовых расследований.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Справочно: объектом обжалования по правилам гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) может быть:
– ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного управления и самоуправления;
– действия государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица;
– бездействие государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица.
Отметим, что при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и обжаловании действий (бездействия) в первую очередь применяются нормы гл. 25 ХПК, а во вторую – иные нормы ХПК.
Заявления, рассматриваемые в порядке, установленном гл. 25 ХПК, могут быть поданы в экономический суд в срок, установленный актами законодательства (часть вторая ст. 227 ХПК). Так, частью третьей ст. 78 Положения № 510 предусмотрено, что жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.
Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 47. – С. 10–13.