__________________________
* Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192.
ТТН-1 должна быть при перевозке в обязательном порядке
Организация собственным транспортом перевозила груз по территории Республики Беларусь из г. Минска в г. Витебск. ТТН-1 была оформлена в месте отгрузки. Однако во время движения (перевозка груза) при проверке транспортного средства у водителя на руках не оказалось ТТН-1. Налоговые органы составили протокол об административном правонарушении. Организацию как перевозчика груза привлекли к ответственности за нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17 КоАП**).
__________________________
** Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Под нарушением понимаются приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации. Наказание за данное правонарушение – штраф на юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).
Организация признала факт данного нарушения, пояснив, что груз перевозился для собственных нужд, ТТН-1 была своевременно выписана, но по вине водителя на момент проверки отсутствовала; накладная была представлена в налоговый орган и приобщена к материалам дела.
Суд вынес постановление о наложении административного штрафа без конфискации имущества.
Свое решение суд мотивировал следующими нормами.
Законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов, включая ТТН-1 (ст. 41 Закона № 278-З*). Эти документы должны быть переданы перевозчику.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее – Закон № 278-З).
Перевозчик не должен принимать груз к автомобильной перевозке в случаях, если грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными (п. 22 Правил № 970**).
__________________________
** Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).
Оформление ТТН-1 не требуется
До 25 марта 2015 г. оформление ТТН-1 требовалось в ситуациях, когда груз ввозился в Республику Беларусь различными видами транспорта и размещался на таможенных складах для прохождения таможенного оформления и таможенной очистки.
От склада до места разгрузки, указанного в транспортных документах международного образца, груз перевозился автомобильным транспортом. Организации подвергались административному наказанию, а груз конфисковывался, если на транспортном средстве не было ТТН-1.
В Правила № 970 были внесены изменения. В настоящее время не требуется оформления ТТН-1 при автомобильной перевозке грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), железнодорожная накладная (СМГС), международная товарно-транспортная накладная "CMR" с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.
От редакции:
Обратите внимание, что если пункт разгрузки, указанный в международных транспортных документах, не будет совпадать с реальным местом доставки, то контролирующие органы имеют право на возбуждение административного процесса.
Это может произойти в ситуации, когда местом разгрузки грузоотправитель по какой-то причине укажет таможню ввоза (в г. Гродно), а груз следует в адрес юридического лица, расположенного в Гомеле.
И так тоже бывает…
Перевозчик выполнял перевозку груза в международном автомобильном сообщении из Республики Беларусь в Голландию. При загрузке грузоотправитель представил пакет документов на груз с оформлением CMR-накладной. Для таможенного оформления (на вывоз товара) ТТН-1 не требуется, поэтому таможня в месте нахождения грузоотправителя не сделала никаких отметок в ТТН-1, а водитель не сложил ТТН-1 в папку с документами, сопровождающими груз (в последующем этот экземпляр затерялся).
Таможенный орган в месте пересечения государственной границы потребовал представления ТТН-1. Поскольку данный документ перевозчиком представлен не был, груз конфисковали.
Доводы перевозчика о том, что перевозка является международной и регулируется международными конвенциями, а не Законом № 278-З и Правилами № 970, не были учтены ни таможенными органами, ни впоследствии судом.
Заявления перевозчика о том, что ТТН-1 является документом отправителя товара, документом, по которому в т.ч. происходит списание товара и отражение этой операции в бухгалтерском учете, а для перевозчика важен его транспортный документ, по которому ведется учет его услуг, не были приняты во внимание.
Суд сослался на п. 340 Правил № 970, часть первая которого требует наличия ТТН-1 при выполнении внутриреспубликанской перевозки, а часть вторая говорит о том, что водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к перечисленным в части первой настоящего пункта документам должен иметь еще некоторые документы.
При отсутствии ТТН-1 в течение 1 года перевозчика могут наказать
Контролирующий орган при проверке в 2015 г. автоперевозчика, оказывающего услуги в международном сообщении, потребовал в пакете документов, подтверждающих выполнение такой услуги, наличие национальной ТТН-1 на уже перевезенный груз в 2014 г. При отсутствии этой накладной в бухгалтерской документации в отношении грузоперевозчика (а не грузоотправителя, который должен был выписать эту накладную) был начат административный процесс по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.
Перевозчик был подвергнут административному взысканию в виде штрафа, а также с него была взыскана стоимость перевезенного груза, поскольку груз в 2014 г. был доставлен получателю и конфисковывать в 2015 г. было уже нечего.
Решение областного экономического суда было оставлено в силу вышестоящим судебным органом.
От редакции:
Редакция следит за ситуацией. В рубрике "Вопрос недели" на с. 7 приведены мнения различных специалистов транспортной отрасли, комментирующие сложившуюся проблему.
Мнение автора
Сложившая судебная практика буквально толкует нормы Закона № 278-З и Правил № 970.
Рекомендуем требовать от грузоотправителей – резидентов Республики Беларусь при выполнении перевозки даже в международном сообщении ТТН-1 и хранить эту товарно-транспортную накладную вместе с пакетом документов, подтверждающих выполнение транспортной услуги.
От редакции:
В настоящее время по данному вопросу инициативная группа представителей транспортной отрасли направила письмо в адрес Администрации Президента Республики Беларусь.