Вот уже 5 лет, как действует Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267). Однако вопросы исполнения решений контролирующих органов о приостановлении операций по банковским счетам и постановлений (определений) правоохранительных органов, судов, прокурора о наложении ареста на денежные средства на них остаются для субъектов хозяйствования и банков проблемными. Причем их количество не уменьшается.
В связи с этим мы сегодня на примере двух ситуаций рассмотрим, каким образом можно осуществлять расчеты.
Ситуация 1
Контролирующий орган (налоговый, таможенный, финансовый, Комитет государственного контроля (далее – КГК)) приостановил операции по счету (в т.ч. с одновременным наличием в банке решения о наложении ареста на денежные средства).
В случае приостановления операций по счету уже не имеет значения, наложен ли (до или после приостановления операций) арест на денежные средства на счете. То есть и в случае, когда в банке имеется только решение о приостановлении операций по счету, и в случае, когда наряду с таким решением имеется постановление (определение) компетентного органа (правоохранительный орган, суд, прокурор) о наложении ареста на денежные средства, банки будут исполнять поступающие платежные инструкции в соответствии с Указом № 267.
Указ № 267 позволяет:
а) без каких-либо условий осуществлять любые платежи в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения, т.е. не только налоги, сборы (пошлины) и пени, но и платежи во исполнение наложенных административных взысканий, платежи части прибыли государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, платежи в уплату арендной платы за земельные участки, арендодателями которых выступают местные исполнительные и распорядительные органы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, по погашению задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения Минфином гарантий Правительства, и т.д.;
б) осуществлять иные расходные операции по счету (т.е. не в бюджет и указанные фонды), но с разрешения всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста.
Особо нужно остановиться на платежах, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств лица, являющегося дебитором другой организации, в случае, когда по счету этого лица приостановлены операции. Такие платежи банк должен осуществлять:
– без каких-либо условий – если в банке отсутствуют как решение о приостановлении операций по счету, принятое органом КГК (в т.ч. органом финансовых расследований), так и постановление (определение) какого-либо органа о наложении ареста;
– при условии, что все органы (должностные лица), принявшие решение о приостановлении операций по счетам, и органы (должностные лица), принявшие постановление (определение) о наложении ареста, дали разрешение на проведение платежа, – если в банке имеется решение о приостановлении операций по счетам, принятое органом КГК, либо постановление (определение) какого-либо органа о наложении ареста.
С заявлением на получение разрешения в соответствующие органы (к должностным лицам) могут обратиться:
– владелец счета;
– иные лица (взыскатели), которым законодательными актами или договором предоставлено право бесспорного (безакцептного) списания средств со счета;
– банк – в целях возврата средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка;
– налоговый орган – при взыскании средств со счета дебитора организации.
Решив вопрос о том, какие платежи допустимы в период действия решения о приостановлении операций по счетам, нужно определиться со вторым вопросом – в какой очередности эти платежи могут быть осуществлены.
В период приостановления операций по счету очередность осуществления платежей, предусмотренная в Порядке расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденном Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок), не применяется. В таких случаях действует особая очередность, установленная Указом № 267. Она заключается в том, что при наличии соответствующего разрешения:
– платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – ФСЗН), выходных пособий, алиментов и платежей по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, пособий по государственному социальному страхованию, подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению, осуществляются вне очереди;
– платежи по возврату денежных средств, зачисленных на счет ненадлежащего получателя в результате технической ошибки банка, также осуществляются вне очереди;
– иные платежи осуществляются в календарной очередности поступления платежных инструкций в банк. Это означает, что если в банке уже имеются ранее поступившие и неисполненные платежные инструкции на осуществление платежей в бюджет и ФСЗН, то даже при наличии необходимого разрешения провести иной платеж банк не сможет.
Обратим также внимание, что в ситуации, когда операции по счету приостановлены и при этом в банке одновременно находится постановление (определение) компетентного органа о наложении ареста на денежные средства на нем, постановление (определение) о наложении ареста не препятствует проведению расходных операций по счету за счет арестованной суммы средств. По сути, банк может не обращать внимания на такой арест. Однако, как мы отметили ранее, для большинства расходных операций (исключение составляют лишь платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды) потребуется разрешение соответствующего органа, в т.ч. и органа, наложившего арест. А он его может и не дать.
Пример 1
Таможенный орган приостановил операции по счету и предъявил к плательщику платежные требования на взыскание таможенных пошлин на сумму 200 млн. руб. Требования не были исполнены из-за отсутствия средств на счете. Через несколько дней плательщик представил в банк поручение на перечисление средств в погашение задолженности по заработной плате в сумме 160 млн. руб. (что соответствует 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих исходя из списочной численности работников и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ФСЗН, пособий по государственному социальному страхованию, подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению), а также поручение на перечисление 120 млн. руб. в оплату электроэнергии. На осуществление расходных операций по обоим поручениям плательщиком получено разрешение таможенного органа.
Рассмотрим, в какой очередности будут осуществляться расходные операции в данной ситуации в случае последующего поступления на счет выручки в размере 240 млн. руб.
В первую очередь банк исполнит поручение плательщика на перечисление 160 млн. руб. (задолженность по заработной плате), а во вторую – требование таможенного органа о взыскании таможенных платежей (такое требование будет исполнено в части остатка средств на счете – 80 млн. руб.), поскольку оно поступило в банк ранее поручения плательщика на оплату электроэнергии.
При последующем поступлении на счет денежных средств сначала будет исполняться в оставшейся части (120 млн. руб.) требование таможенного органа и лишь затем – поручение плательщика на оплату электроэнергии.
Ситуация 2
На денежные средства на счете наложен арест, но операции по счету не приостановлены.
Указ № 267 данную ситуацию регулирует лишь частично. Им внесены изменения в Порядок, согласно которым установленная в Порядке очередность платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых с их текущих (расчетных) счетов в банках РБ, не распространяется на расчеты, осуществляемые при наличии в банке постановления (определения) о наложении ареста, в пределах суммы, на которую наложен арест. Таким образом, банку нужно исходить из правила ст. 127 Банковского кодекса РБ. Так, при наложении ареста на денежные средства и иное имущество физического и юридического лица, находящиеся на счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банке, банк прекращает все расходные операции по счетам этого лица и возврат имущества этого лица в пределах имущества, на которое наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ или соответствующим решением уполномоченного государственного органа (должностного лица) о наложении ареста.
В силу этого арестованная сумма оказывается "заблокированной" и не может быть израсходована банком независимо от того, к какой очереди согласно Порядку относится предмет иска, в обеспечение которого наложен арест. А вот за счет средств на счете в сумме, превышающей арестованную сумму, расходные операции банк должен производить согласно установленной Порядком (т.е. не Указом № 267) очередности.
Пример 2
2 июня 2013 г. орган финансовых расследований наложил арест на 150 млн. руб., находящихся на счете организации, в обеспечение возможной конфискации имущества по возбужденному им уголовному делу (1-я очередь согласно Порядку). Остаток средств на счете на момент наложения ареста составляет 165 млн. руб.
5 июля 2013 г. к счету предъявлены платежные поручения организации на перечисление средств в сумме 30 млн. руб. в погашение банковского кредита, выданного организации на выплату задолженности по заработной плате (платеж укладывается в установленный Порядком норматив – 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума – и согласно Порядку осуществляется вне очереди), а также на перечисление средств в сумме 30 млн. руб. в оплату электроэнергии (2-я очередь согласно Порядку).
9 июля 2013 г. налоговый орган приостановил операции по счету. Одновременно им было предъявлено к счету платежное требование на взыскание налогов на сумму 240 млн. руб.
15 июля 2013 г. к счету предъявлено поручение плательщика на перечисление средств в счет задолженности по заработной плате в сумме 60 млн. руб. с разрешением налогового органа и органа финансовых расследований на проведение расходной операции.
23 июля 2013 г. на счет поступило 90 млн. руб. выручки.
25 июля 2013 г. владелец счета представляет в банк разрешение на проведение расходной операции в оплату электроэнергии в сумме 30 млн. руб.
31 июля 2013 г. на счет поступают 60 млн. руб.
5 августа 2013 г. налоговым органом представлено платежное требование на взыскание налогов на сумму 300 млн. руб.
7 августа 2013 г. плательщиком представлены в банк поручение на перечисление средств в оплату оказанных коммунальных услуг в сумме 180 млн. руб. с разрешениями налогового органа и органа финансовых расследований на проведение такой расходной операции, а также разрешение указанных органов на погашение банковского кредита в сумме 15 млн. руб. согласно платежному поручению, поступившему в банк 5 июля 2013 г.
12 августа 2013 г. на счет зачислено 210 млн. руб. выручки.
В изложенной ситуации банк должен действовать следующим образом:
1) в связи с наложением ареста на средства на счете поступившее 5 июля 2013 г. поручение плательщика на перечисление средств в погашение банковского кредита исполняется банком частично за счет суммы средств на счете, превышающей арестованную, т.е. банк проводит платеж на 15 млн. руб. (установленная Порядком очередность платежей со счета в пределах арестованной суммы не применяется). Платежные поручения на погашение кредита на сумму 15 млн. руб. и на оплату электроэнергии на сумму 30 млн. руб. банк помещает в картотеку. Остаток средств на счете составляет 150 млн. руб.
Справочно: применяя данный пример в части платежей, относящихся согласно Порядку ко 2-й очереди (электроэнергия, коммунальные услуги), нужно учитывать, что исходя из п. 82 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (в ред. от 19.11.2012), платежные поручения в белорусских рублях, платежи по которым подлежат исполнению во 2-ю очередь, могут быть помещены в картотеку, если это будет установлено нормативными правовыми актами Нацбанка;
2) 9 июля 2013 г. банк исполняет требование налогового органа на сумму 150 млн. руб., поскольку в случае приостановления операций по счету (ситуация 2 сменяется ситуацией 1) платежи в бюджет осуществляются без каких-либо условий.
Арест средств на счете в силу норм Указа № 267 не препятствует осуществлению допустимых расходных операций по счету, если по нему приостановлены операции, в т.ч. и за счет арестованной суммы (конечно, если есть необходимые разрешения, о которых мы говорили ранее). Требование на сумму 90 млн. руб. помещают в картотеку.
Поручение на перечисление средств в счет задолженности по заработной плате, поступившее в банк 15 июля 2013 г., также не исполняется и помещается в картотеку в сумме 60 млн. руб.;
3) 23 июля 2013 г. банк за счет поступивших на счет 90 млн. руб. выручки прежде всего исполняет поручение организации на перечисление 60 млн. руб. в счет задолженности по заработной плате, поскольку указанная сумма укладывается в установленный Указом № 267 лимит платежей, осуществляемых вне очереди. Платежное требование налогового органа, поступившее 9 июля 2013 г. и не исполненное в части 90 млн. руб., исполняется частично на сумму 30 млн. руб. В сумме 60 млн. руб. требование налогового органа остается неисполненным;
4) за счет поступивших на счет 31 июля 2013 г. 60 млн. руб. выручки банк прежде всего производит платеж за электроэнергию в сумме 30 млн. руб., поскольку поручение организации на его осуществление поступило в банк 5 июля 2013 г. (платеж стал возможен благодаря полученному разрешению от налогового органа и органа финансовых расследований). За счет оставшихся 30 млн. руб. банк частично исполняет требование налогового органа о взыскании налогов. В такой же сумме требование остается неисполненным;
5) за счет поступивших 12 августа 2013 г. 210 млн. руб. сначала будут исполняться платежные требования налогового органа, поступившие 9 июля 2013 г. (в оставшейся части – 30 млн. руб.) и 5 августа (частично, на сумму 180 млн. руб.). При дальнейшем поступлении на счет выручки поручение владельца счета на оплату коммунальных услуг (несмотря на наличие разрешения) будет исполнено только после перечисления 5 млн. руб. во исполнение поручения организации о перечислении средств в погашение банковского кредита (данное поручение поступило в банк ранее всех других неисполненных платежных инструкций, и его исполнение в оставшейся части стало возможным в силу полученных разрешений), а также полного исполнения требования налогового органа, поступившего 5 августа 2013 г. (т.е. ранее чем в банк поступило поручение на оплату коммунальных услуг).