С 15 ноября 2015 г. в Российской Федерации начала функционировать система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т в счет возмещения ущерба, который они причиняют бесплатным федеральным автодорогам при движении (система «Платон»).
При помощи системы «Платон» оператор системы собирает денежные средства с перевозчиков за проезд по федеральным российским трассам (за исключением платных, оплата за проезд по которым производится в ином порядке). Указанную плату оператор системы ежедневно перечисляет в доход федерального бюджета Российской Федерации. В дальнейшем эти деньги пойдут на ремонт и строительство федеральных дорог. Перевозчик должен зарегистрировать грузовик в системе, после чего ему откроют лицевой счет и личный кабинет в системе.
Существует 2 варианта внесения платы перевозчиком в системе «Платон»:
1) при помощи бортового устройства, которое регистрируется за конкретным грузовым транспортным средством. С помощью такого устройства по навигационным системам определяется маршрут автомобиля и автоматически рассчитывается плата исходя из установленных тарифов за километр проезда. Само устройство предоставляется владельцу грузовика в безвозмездное пользование (оплате подлежит его залоговая стоимость только в случае его поломки по вине пользователя или утраты);
2) при оформлении маршрутной карты, если бортовое устройство перевозчиком не получено или оно неисправно. Карту можно бесплатно оформить в личном кабинете, мобильном приложении или в центре поддержки пользователей системы «Платон».
Независимо от того, использует перевозчик бортовое устройство или оформляет маршрутную карту, плата должна быть внесена авансом, при этом суммы аванса должно хватить на запланированные поездки. Денежные средства вносятся на лицевой счет перевозчика безналичным банковским переводом |*| либо иным способом (оплата банковской картой в личном кабинете, через специальное мобильное приложение, терминал самообслуживания или центр поддержки пользователей).
* Информация об исполнении банками платежей в условиях деноминации
При движении автомобиля, оснащенного бортовым устройством, по федеральным бесплатным трассам оператор автоматически списывает рассчитанную сумму платы с лицевого счета перевозчика. При оформлении маршрутной карты необходимая сумма платы списывается оператором на основании данных о маршруте движения, занесенных в маршрутную карту.
Согласно установленному в Российской Федерации порядку оператор системы «Платон» не выставляет перевозчику счета (иные документы) с расчетом платы за проезд по федеральным дорогам. Система позволяет перевозчику сделать распечатку (детализацию) в личном кабинете системы или в центре поддержки. В детализации указывается сумма платы, которая списана с лицевого счета перевозчика за проезд конкретного автомобиля за определенный период.
Вот тут-то и возникает проблема при отражении сумм платы в бухгалтерском и налоговом учете. Данная детализация не содержит необходимых реквизитов первичного учетного документа и подписи соответствующих лиц. Поэтому возможность отражения соответствующих расходов на основании такой детализации в бухгалтерском (и, как следствие, в налоговом) учете выглядит сомнительной. Ведь в соответствии с требованиями ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) отражаемые в бухгалтерском учете хозяйственные операции оформляются должным образом составленными первичными учетными документами |*|.
* Информация о том, существуют ли в настоящее время обязательные формы первичных учетных документов
С целью разрешения данного вопроса Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» были направлены запросы в Минфин и МНС Республики Беларусь, на которые получены ответы. Приводим их.
Письмо Минфина Республики Беларусь от 05.02.2016 № 5-1-34/536 «Об учете затрат при расчете налога на прибыль»
Министерство финансов Республики Беларусь рассмотрело обращение Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» от 14 января 2016 г. № 03-1-04/119 и по вопросу отражения в бухгалтерском учете затрат, связанных с осуществлением оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами в системе «Платон», сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона.
В изложенной в обращении ситуации первичным учетным документом является бухгалтерская справка-расчет или иной первичный учетный документ, оформленный в соответствии с требованиями Закона.
Затраты, связанные с осуществлением оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами в системе «Платон», отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки-расчета, содержащей сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона, с приложением к ней генерируемых системой «Платон» подтверждающих документов (выписок операций по лицевому счету, маршрутных карт и т.п.).
Согласно статье 82 Налогового кодекса Республики Беларусь разъяснение плательщикам вопросов применения актов налогового законодательства относится к компетенции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
В связи с этим для принятия решения по вопросу отнесения на затраты, учитываемые при налогообложении, расходов, связанных с осуществлением оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами в системе «Платон», на основании имеющихся у организаций выписок операций по лицевому счету, сформированных в личном кабинете перевозчика и маршрутных карт, ваше обращение направлено в Министерство по налогам и сборам.
Приложение: на 13 листах в адрес МНС.
Заместитель Министра Д.Н. Кийко
Письмо МНС Республики Беларусь от 19.02.2016 № 2-2-10/00935 «О рассмотрении обращения»
В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь рассмотрено ваше обращение от 14.01.2016 № 03.1-04/119, поступившее в наш адрес из Министерства финансов Республики Беларусь, и в пределах компетенции сообщается следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений статьи 301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).
Исходя из информации, изложенной в обращении, при осуществлении деятельности, связанной с международными автомобильными перевозками, владельцы транспортных средств обязаны вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам (далее – плата). Подтверждением внесения платы является выписка операций по лицевому счету, сформированных в личном кабинете перевозчика, и маршрутная карта, которые не содержат достаточных сведений, установленных статьей 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).
Согласно мнению Министерства финансов Республики Беларусь, изложенному в письме от 05.02.2016 № 5-1-34/536 и направленному в ваш адрес, затраты, связанные с внесением указанной платы, отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки-расчета, содержащей сведения, указанные в пункте 2 статьи 10 Закона, с приложением к ней генерируемых системой «Платон» подтверждающих документов (выписок операций по лицевому счету, маршрутных карт и т.п.).
Исходя из изложенного, поскольку расходы по внесению платы непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг, такие расходы включаются с состав затрат, учитываемых при налогообложении, на основании тех же документов, в соответствии с которыми принимаются к бухгалтерскому учету.
Заместитель Министра Э.А. Селицкая»
Согласно приведенному выше письму Минфина затраты, связанные с осуществлением оплаты в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, в системе «Платон», отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки-расчета, содержащей сведения, указанные в п. 2 ст. 10 Закона, с приложением к ней генерируемых системой «Платон» подтверждающих документов (выписок операций по лицевому счету, маршрутных карт и т.п.).
На основании приведенного выше письма МНС расходы по внесению платы в системе «Платон» включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли |*|, на основании тех же документов, в соответствии с которыми принимаются к бухгалтерскому учету, поскольку непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг.
Таким образом, данный вопрос можно считать решенным.
* Информация об отдельных затратах, учитываемых при налогообложении прибыли