В магазине розничной торговли истек срок годности нереализованного товара, полученного от поставщика по договору купли-продажи.
Возможно ли произвести возврат поставщику непроданных товаров, срок годности которых истек?
Возможно при соблюдении определенных условий.
Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общепита, осуществляющим деятельность в области общественного питания посредством организации сети общественного питания, запрещено:
– совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (хранения) которых истек;
– включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Приведенные нормы содержатся в п. 3 ст. 26 Закона.
Вышеуказанной нормой устанавливается запрет на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договоров по приобретению продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек. Однако добровольное заключение таких договоров не будет являться нарушением запрета, установленного п. 3 ст. 26 Закона.
Что касается включения в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условий о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, то п. 3 ст. 26 Закона запрещает возврат таких товаров после истечения срока, определенного в договоре.
Полагаем, что формулировка "по истечении определенного срока", указанная в п. 3 ст. 26 Закона, означает: "по истечении срока, установленного сторонами в договоре".
Из п. 2 ст. 34 Закона следует, что он применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу Закона, он будет применяться лишь к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.
Учитывая данную норму в договорах, заключенных до вступления в силу Закона, нет необходимости исключать положение о возврате товара с истекшим сроком годности (сроком хранения), а также товаров, не проданных по истечении определенного срока. Что касается договоров, заключаемых после вступления в силу Закона, то они должны соответствовать законодательству РБ.
Установлен ли в настоящее время запрет на заключение договора комиссии, предметом которого является поставка продовольственных товаров, между производителем и оптовой организацией?
Не установлен.
Определение термина "поставщик" приведено в п. 18 ст. 1 Закона. Так, под поставщиком товаров понимаются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности. Исходя из данного определения к поставщикам относятся как производители товаров (осуществляют поставку производимых товаров), так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю (осуществляют поставку закупаемых товаров).
При заключении договоров следует учитывать отдельные запреты, установленые п. 2 ст. 26 Закона, во взаимоотношениях между субъектом торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, и поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины.
Заключение договора комиссии между производителем и оптовой организацией не противоречит нормам, оговоренным в подп. 2.3 п. 2 ст. 26 Закона.
Будет ли рассматриваться как "создание дискриминационных условий", в т.ч. препятствие для доступа на товарный рынок или выхода из него поставщиков продовольственных товаров, отказ предприятия торговли от заключения договоров поставки продовольственных и непродовольственных товаров с новыми поставщиками, которые предлагают свои товары для реализации и просят заключить с ними договоры на поставку товаров, в следующих случаях:
– у предприятия розничной торговли нет возможности размещения дополнительного оборудования и дополнительного ассортимента товаров на имеющихся выставочных площадях, полочном пространстве, в холодильном оборудовании магазинов, в складских помещениях;
– у предприятия розничной торговли имеется аналогичный широкий ассортимент товаров с примерно одинаковыми условиями поставки;
– введение нового поставщика будет ущемлять интересы партнеров, с которыми сложилось долгосрочное сотрудничество, так как будет сокращен ассортимент продукции, которая пользуется устоявшимся спросом у покупателя?
Не будет.
К числу дискриминационных условий, которые будут рассматриваться как неравные (неодинаковые), относятся те, которые выставляет субъект торговли поставщикам (или, наоборот, поставщик получателям товаров). Например, отдельным поставщикам предоставляются преимущества, кому-то, наоборот, создаются ограничения для доступа на товарный рынок (ситуации, в которых предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося на него попасть, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях). Как правило, крупные торговые организации во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют 2 механизма воздействия, способные повлиять на уровень конкуренции на изучаемом рынке:
1) финансовый – бонусы (премии), плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная скидка;
2) административный – возврат нереализованного товара, запрет заключать договор с другим получателем товаров на аналогичных условиях и т.д.
Примерами дискриминационной и невыгодной для контрагентов политики торговых сетей в договорах поставки может служить:
– большая (более 45 дней) отсрочка платежей за реализованный товар, представляющая собой беспроцентный коммерческий кредит (заем);
– обязательство оплачивать услуги по замене товара, имеющего низкий уровень продаж;
– предоставление продавцом, а не поставщиком плана организации промоакций, а также их завышенная стоимость;
– право субъекта торговли на одностороннее расторжение договора поставки и др.
Учитывая вышеизложенное, отказ поставщику, предложившему условия поставки, аналогичные тем, по которым субъект торговли получает товар от других поставщиков, не может рассматриваться как дискриминационное условие, создающее препятствие для доступа на товарный рынок.
Взимается ли плата за упаковку при отпуске кулинарных изделий (салаты, блюда из мяса, пицца и др.) в магазинах?
Вид бесплатной упаковки определяет продавец.
Продавец обязан передать покупателю товары в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку. При этом товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку, вид которой определяет продавец. Данная норма приведена в п. 25 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703). Исключение сделано только для упаковок для тортов, наборов пирожных и продаваемых в розлив напитков, цена которых включается в розничную цену товаров.
Важно! Продавец должен передать покупателю товар в бесплатной упаковке. Данная норма была предусмотрена ранее действовавшими нормативными документами. Продавец вправе определить, будет это бумага, полиэтиленовый пакет, пленка пищевая, контейнер, ланч-бокс либо иная упаковка. При реализации продукции собственного производства продавец также обязан предоставить бесплатную упаковку, но будут ли это полиэтиленовые пакеты, коробки, ланч-боксы или другая упаковка – определит сам продавец.
Если, например, продавец определил, что бесплатной упаковкой является полиэтиленовый пакет, то он предлагает покупателю сделать выбор: упаковать продукцию собственного производства в бесплатный полиэтиленовый пакет либо приобрести за плату иную упаковку. Обращаем внимание, что платная упаковка является товаром, на который должен быть оформлен ценник в порядке, установленном п. 22 Правил № 703.
Справочно: по мнению Минторга, цена упаковочных материалов должна быть сформирована в соответствии с частью пятой Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111.
В торговом объекте розничной торговли реализуются хлеб и хлебобулочные изделия.
Является ли обязанностью продавца реализация хлеба в нарезанном виде либо, учитывая специфику спроса, можно не оказывать данную услугу?
Обязанностью не является, но продавец может учитывать желание покупателя.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания (часть первая п. 66 Правил № 703). Данная норма не обязывает продавать хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более в нарезанном виде. По желанию покупателя такие товары могут быть разрезаны на равные части.
В приложении 2 к Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25, определены виды, типы магазинов и размеры их торговых площадей.
Означает ли это, что специализированный (узкоспециализированный) магазин должен реализовывать конкретные товары и иметь площадь не менее 20 м2?
Означает.
Специализированный магазин – магазин, реализующий товары, 80 % и более которых относятся к одной группе товаров (п. 25 ст. 1 Закона).
Узкоспециализированный магазин в контексте определения специализированного магазина является его разновидностью, в котором реализуется один или несколько видов товаров одной группы.
Если магазин специализируется на продаже товаров какой-либо группы, например колбасных изделий из группы "Мясные продукты", конфет из группы "Сахарные кондитерские изделия", вина из группы "Алкогольные напитки" и т.д., то он относится к виду "Узкоспециализированный магазин". Тип магазина в таком случае будет: магазин "Колбасные изделия" или магазин колбасных изделий, магазин "Конфеты" или магазин конфет, магазин "Вина" или магазин вин (винный магазин) и т.д. Название магазина при этом может быть любым по усмотрению субъекта торговли. Торговая площадь таких магазинов должна быть не менее 20 м2. Прочими магазинами являются любые магазины, не соответствующие по каким-либо признакам указанным видам и типам.
Отдельными договорами с поставщиками оговорена выплата премии (бонуса) в пользу торговой организации за выборку определенного объема товаров.
Повлечет ли выплата данных премий (вознаграждений, бонусов) включение их в налогооблагаемую базу по НДС?
Не повлечет.
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь признаются объектом обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). По данному вопросу сформировано также экспертное мнение МНС РБ (письмо от 29.08.2014 № 10-13/4726), согласно которому в соответствии с п. 5 ст. 97 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетом по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Причитающиеся (полученные) покупателям торговые премии (бонусы) не подлежат включению в облагаемую базу по НДС, поскольку связаны с приобретением товаров, а не с их реализацией, в т.ч. и в случае заключения отдельного соглашения (договора) о выплате торговой премии (бонуса).
Возможность заключения договора, если иное не предусмотрено законодательными актами, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор), предусмотрена Гражданским кодексом РБ.
Запрещено устанавливать в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, в т.ч. обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего деятельность в области общественного питания посредством организации сети общественного питания, по оказанию услуг поставщику продовольственных товаров по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение этих товаров (подп. 4.4 п. 4 ст. 12 Закона).
Оказание поставщику продовольственных товаров вышеназванных услуг может осуществляться на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров (п. 5 ст. 12 Закона).
При оказании покупателем товаров поставщику услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение этих товаров, в соответствии с отдельно заключенным договором возмездного оказания соответствующих услуг вознаграждение (премия) за оказание таких услуг признается у покупателя (исполнителя) объектом обложения НДС.
Продолжение см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 41. – С. 10–14.