Организация импортирует товар из Российской Федерации для дальнейшей продажи оптовым покупателям на территории Беларуси.
Необходимо ли при продаже этого товара указывать в накладных ТТН-1 и ТН-2 страну его происхождения? Какая ответственность предусмотрена за неотражение данной информации?
В накладных ТТН-1 и ТН-2 обязательно наличие информации о стране происхождения импортированных товаров.
Грузоотправители при реализации товаров, ввезенных на территорию Беларуси из-за ее пределов (импортные товары), в гр. 1 накладной ТТН-1 или гр. 1 накладной ТН-2 указывают наименование страны происхождения (производства) товара (часть пятая п. 2 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58; далее – Инструкция № 58).
Это требование касается как организаций, которые непосредственно ввезли товар на территорию Беларуси (импортеры), так и организаций, которые приобретают данные ТМЦ у организаций-импортеров и реализуют их на территории Беларуси.
Если информация о стране происхождения (производства) товара отсутствует, допускается указание в гр. 1 накладной ТТН-1 (ТН-2) наименования страны, с резидентом которой осуществлена внешнеторговая операция при импорте, либо страны, из которой непосредственно ввезен (отгружен) товар (часть пятая п. 2 Инструкции № 58).
В настоящее время прямая административная ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов в законодательстве отсутствует.
Справочно: ранее за неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений влекло наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 5 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которая исключена; далее – КоАП).
Однако в настоящее время действует ст. 12.1 КоАП, которой предусмотрено, что нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения бухгалтерского учета влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
Существуют и другие негативные последствия неуказания или неправильного указания такой информации. В частности, такая информация необходима для заполнения сведений в формах статистической отчетности.
Справочно: за искажение или недостоверность данных государственной статистической отчетности ст. 23.18 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (см. таблицу):
––––––––––––––––––––––––
* БВ – базовая величина (с 1 января 2018 г. – 24,5 руб.).
Организация в рамках заключенного внешнеторгового договора ввезла из Польши на территорию Беларуси товар. В инвойсе указана страна происхождения товара – «ЕВРОСОЮЗ».
Какую страну происхождения товара необходимо указать в гр. 1 накладной ТТН-1 (ТН-2) при реализации товара на территории Беларуси?
Следует указать страну ввоза товара или страну контрагента по сделке.
Повторим, что при отсутствии информации о стране происхождения (производства) товара допускается указание в гр. 1 накладной ТТН-1 (ТН-2) наименования страны, с резидентом которой осуществлена внешнеторговая операция при импорте, либо страны, из которой непосредственно ввезен (отгружен) товар.
Организация оптовой торговли планирует реализовывать комплекты мебели для кухни, состоящие из импортных столов и отечественных стульев.
Какую информацию нужно указывать в ТТН-1 на отгрузку комплектов, состоящих из импортного и отечественного товара, в графе «Наименование товара» и в графе «Примечание»?
В ТТН-1 на отгрузку товара его наименование должно соответствовать наименованиям товаров на складе организации. Поэтому вопрос больше связан с отражением хозяйственной операции по комплектации товара в бухгалтерском учете.
При комплектации товара организация самостоятельно может присвоить номенклатурные наименования в зависимости от содержимого комплекта на основании внутреннего документа (например, приказа руководителя и акта комплектации товара). В бухгалтерском учете на основании акта комплектации списывается единичный товар и приходуется отдельной позицией комплект.
При выписке накладных ТТН-1 и ТН-2 в графе «Примечание» организация вправе указывать любую необходимую ей информацию (часть шестая п. 2 Инструкции № 58).
При реализации комплектов, включающих импортные товары, наименование страны происхождения (производства) указывается в гр. 1 накладной ТТН-1 (ТН-2) по каждому наименованию импортного товара, входящего в комплект (часть пятая п. 2 Инструкции № 58).
По договору поставки продавец доставляет товар на склад покупателя. Для этого продавец использует собственный или арендованный транспорт.
Как правильно заполняется строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» в ТТН-1?
В этих случаях строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» не заполняется.
Строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» в накладной ТТН-1 |*| не заполняется, если отсутствует договор автомобильной перевозки груза (часть шестая п. 3 Инструкции № 58).
* Информация об особенностях оформления накладных в отдельных ситуациях
В организации оптовой торговли за 2017 г. выявлено отсутствие нескольких ТТН-1 на отгрузку товара (2-е экземпляры ТТН-1). У покупателей 1-е экземпляры таких ТТН-1 есть в наличии.
Как поступить в данном случае? Можно ли оформить копии накладных? Какая предусмотрена ответственность за отсутствие оригинала 2-го экземпляра ТТН-1 у продавца?
Законодательством предусмотрена возможность восстановления первичных учетных документов.
Накладные ТТН-1 и ТН-2 |*| включены в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912.
* Информация об изменениях, которые произошли с 1 октября 2017 г. в порядке оформления накладных
Возможность восстановления первичных учетных документов предусмотрена п. 2 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также абз. 3 п. 27 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Законодательством не установлены конкретные способы восстановления первичных учетных документов, поэтому организация самостоятельно должна определить такой способ.
В случае утери накладной ТТН-1 можно сделать ее копию и заверить в организации, которая выступает второй стороной по договору, т.е. у получателя товара.
Порядок оформления копий документов установлен п. 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.
Копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в т.ч. реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы ее заверяет (засвидетельствует) уполномоченное должностное лицо организации. Отметку о заверении копии удостоверяют печатью организации.
Справочно: обращаем внимание, что субъекты хозяйствования с 26.02.2018 вправе не использовать печати (подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
При утере накладных |**| или при их отсутствии по другим причинам по приказу руководителя должно быть проведено служебное разбирательство. С лиц, причастных к утере накладных, следует взять объяснительные записки с указанием обстоятельств, при которых они были утеряны. По результатам проведенного разбирательства составляется соответствующий документ с указанием количества утерянных ТТН-1, их серий и номеров. К виновному лицу руководитель организации принимает соответствующие меры дисциплинарного и (или) материального воздействия.
** Информация об оформлении накладных на отгрузку товаров без ошибок
За нарушение должностным лицом установленного порядка изготовления (в т.ч. учета, хранения и перевозки) бланков документов и документов с определенной степенью защиты предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин (ч. 2 ст. 23.21 КоАП).
За необеспечение сохранности бухгалтерских и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (ч. 3 ст. 12.1 КоАП).