Ситуация 1. Нарушен порядок заполнения налоговой декларации по налогу на недвижимость
Организация состоит на налоговом учете в инспекции МНС по Советскому району г. Минска. В 2014 г. на балансе организации числились объекты недвижимости, расположенные на территории Лепельского района. Остаточная стоимость |*| названных объектов включена в базу для исчисления налога на недвижимость. При этом в приложении 3 к налоговой декларации по налогу на недвижимость суммы налога на недвижимость, исчисленного от стоимости объектов, расположенных в Лепельском районе, отражены как подлежащие зачислению в бюджет Советского района г. Минска.
* Информация о том, как определить остаточную стоимость здания для исчисления налога на недвижимость в отдельных ситуациях, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Суть нарушения
В приложении 3 к налоговой декларации по налогу на недвижимость отражаются исчисленные организацией суммы налога на недвижимость в разрезе мест расположения объектов налогообложения.
Обоснование
При наличии у плательщиков объектов налогообложения в разных административно-территориальных единицах (далее – АТЕ) они не составляют отдельный расчет налога на недвижимость по каждой группе объектов, находящихся в пределах одной АТЕ, с указанием инспекции МНС Республики Беларусь по соответствующему району, городу, району в городе, как требовалось ранее. Группировка объектов налогообложения в разделах части I (зданий и сооружений) или части II (объектов незавершенного строительства) налоговой декларации производится, если по объектам применяются различные налоговые ставки (в т.ч. с учетом их увеличения (уменьшения)) (подп. 33.1 п. 33 Инструкции № 82*).
__________________________
* Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82, в настоящее время утратила силу.
Отметим, что в Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, которая применяется при заполнении налоговых деклараций в 2015 г., содержатся аналогичные нормы.
Налог на недвижимость организации уплачивают по месту постановки на учет в налоговых органах независимо от места расположения объекта налогообложения (за исключением налога на недвижимость на незавершенное строительство). Перечисленные суммы налога зачисляются затем в соответствующие бюджеты по месту расположения данных объектов. В связи с этим плательщики отражают сведения о суммах налога, подлежащего зачислению в бюджет АТЕ по месту расположения объектов налогообложения, в приложении 3 к налоговой декларации.
В рассматриваемой ситуации аудируемому лицу необходимо перегруппировать данные, отраженные по стр. 7 в разд. 1 части I декларации, в разрезе налоговых органов по месту расположения объектов с отражением в приложении 3 к налоговой декларации налога на недвижимость.
Меры ответственности
В данном случае имеет место недостоверное представление информации в инспекцию МНС. Напомним, что представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин (далее – БВ) (ч. 2 ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Необходимо подать уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость.
Ситуация 2. Несвоевременное исчисление и уплата налога на недвижимость
По договору купли-продажи от 23.12.2014 организация приобрела капитальное строение – здание котельной. Ей выдано свидетельство о государственной регистрации от 15.01.2015 по заявлению от 24.12.2014.
Акт приема-передачи составлен 23 декабря 2014 г.
На баланс организации капитальное строение принято 15 января 2015 г., налог на недвижимость исчислен со II квартала 2015 г.
Суть нарушения
Право собственности у покупателя на приобретенное здание подтверждено моментом государственной регистрации – 24 декабря 2014 г., следовательно, налог на недвижимость по нему следует исчислить начиная с I квартала 2015 г.
Обоснование
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после передачи этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (п. 1 ст. 527 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 522 ГК, п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"; далее – Закон № 133-З).
Моментом государственной регистрации |*| являются время и дата приема документов, представленных для осуществления государственной регистрации, которые внесены в журнал регистрации заявлений (ст. 39 Закона № 133-З).
* Основные положения о государственной регистрации объектов недвижимости доступны всем на портале GB.BY
Удостоверение произведенной государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество производится путем выдачи заявителю свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации (ст. 38 Закона № 133-З).
У организации в объект обложения налогом на недвижимость включаются все капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся ее собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении (абз. 2 части первой п. 1 ст. 185 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Кроме того, капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, подлежащие государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до их государственной регистрации признают объектами обложения налогом на недвижимость (абз. 6 части первой п. 1 ст. 185 НК).
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
В учете следует отразить:
Д-т 20, 25, 26 и др. – К-т 68
– доначислен налог на недвижимость.
Ситуация 3. Излишне исчислен налог на недвижимость товариществом собственников
Товарищество собственников здания (далее – ТС), членами которого являются физические лица и коммерческие организации, сдает в аренду организации часть общего имущества – помещение колясочной, расположенное в цокольном этаже дома, использовавшееся ранее товариществом в хозяйственных целях. При этом с остаточной стоимости помещения колясочной исчислен и уплачен налог на недвижимость.
Суть нарушения
В отношении общего имущества ТС не обладает правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Кроме того, это имущество не взято ТС в пользование. Таким образом, объект обложения налогом на недвижимость у ТС отсутствует.
Обоснование
Объектами обложения налогом на недвижимость у организаций признаются в т.ч. капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (абз. 2, 4–7 части первой п. 1 ст. 185 НК).
Чтобы обосновать сделанный вывод, рассмотрим отдельные нормы Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 № 135-З "О совместном домовладении" (далее – Закон № 135-З).
Так, ТС признается объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных Законом № 135-З и его уставом (часть первая ст. 20 Закона № 135-З). Товарищество собственников является некоммерческой организацией (часть вторая ст. 20 Закона № 135-З).
Управление через ТС является одним из способов управления недвижимым имуществом совместного домовладения (абз. 3 части второй ст. 15 Закона № 135-З).
Совместное домовладение – это правоотношения собственников недвижимого имущества, включающего земельный участок и расположенные на нем здание (здания) и (или) иные объекты недвижимости, отдельные части которого находятся в государственной и (или) частной форме собственности 2 и более собственников, а остальные части являются общей долевой собственностью (абз. 2 ст. 1 Закона № 135-З).
Общее имущество – обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования (абз. 3 ст. 1 Закона № 135-З).
Меры ответственности
Нарушение должностным лицом установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ (ст. 12.1 КоАП).
Необходимо внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет, урегулировать отношения с бюджетом.
Ситуация 4. Неправомерное применение льготы по налогу на недвижимость
Предприятие занимается двумя видами деятельности – разведением птицы на мясо (ОКЭД 01241) и производством мяса сельскохозяйственной птицы (ОКЭД 15120). При исчислении и уплате налога на недвижимость |*| на все здания, сооружения и передаточные устройства предприятие на основании подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК применило льготу по налогу на недвижимость. Она предусматривает освобождение от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей сельскохозяйственного назначения, используемых (предназначенных для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.
* Особенности исчисления и уплаты налога на недвижимость в 2015 г. доступны всем на портале GB.BY
Суть нарушения
Деятельность по производству мяса птицы (убой и разделка) не относится к производству продукции животноводства (выращивание живым весом), поэтому применение вышеназванной льготы по объектам, используемым в производстве мяса сельскохозяйственной птицы, необоснованно.
Обоснование
От налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК).
Производство мяса сельскохозяйственной птицы относится к обрабатывающей промышленности.
Заметим, что для применения данной льготы не обязательно, чтобы здания и сооружения использовались только непосредственно в процессе производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства. Освобождению от налога на недвижимость подлежат также здания (сооружения), опосредованно участвующие в процессе производства данной продукции (например, склад (бункер, хранилище), гараж для сельскохозяйственной техники, административное здание, здание котельной, столовая, в которой питаются работники организации, и т.п.).
Таким образом, освобождаются от обложения налогом на недвижимость как капитальные строения, используемые строго по своему целевому направлению только для производства продукции животноводства и растениеводства, так и капитальные строения вспомогательного характера, используемые для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения основных производственных объектов, а также внутрихозяйственные дороги и площадки, находящиеся на балансе организации, и обслуживающие объекты организации.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
В учете следует отразить
Необходимая для исправления ошибки корреспонденция счетов представлена в таблице.