С 2019 г. из объектов обложения налогом на недвижимость исключены все мобильные здания, а не только сборно-разборные и передвижные здания
В 2018 г. согласно подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК-2018[2] не признавались объектом обложения налогом на недвижимость у организаций капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств.
Нормативные сроки службы основных средств установлены постановлением № 161[3]. С 1 мая 2017 г. с учетом внесенных в постановление № 161 изменений категория основных средств «Здания сборно-разборные и передвижные» стала называться «Здания мобильные (в том числе здания сборно-разборные и передвижные)».
Однако соответствующие исправления в НК-2018 вовремя внесены не были. В связи с этим у плательщиков на протяжении 2017–2018 гг. возникала проблема: как при исчислении налога на недвижимость из зданий мобильных выделить здания сборно-разборные и передвижные. Эта проблема разрешена в НК-2019.
С нового года не признаются объектом обложения налогом на недвижимость |*| у плательщиков-организаций капитальные строения (здания, сооружения) и их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания мобильные (в т.ч. сборно-разборные и передвижные) для целей определения нормативных сроков службы основных средств:
* «Прямую линию» на тему «Налог на недвижимость и земельный налог в 2018 году: практика применения норм Налогового кодекса и Указа Президента № 29» см.: www.gb.by/node/146366
– здания каркасно-панельные и панельные, щитовые и прочие облегченные здания (шифр 10007);
– здания каркасно-панельные и панельные с металлическим и деревянным каркасом, с ограждающими конструкциями из железобетонных и асбошиферных панелей (шифр 10008);
– здания мобильные цельнометаллические (шифр 10009) и деревометаллические (шифр 10010);
– палатки-магазины, павильоны, кафе, закусочные, столовые из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10011);
– киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10012) |*|.
* Перечень документов, который должен быть у организации-получателя при поступлении основного средства, см.: www.gb.by/2018-46-21
Отменено ограничение на применение льготы по впервые введенным капитальным строениям
В 2018 г. согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК-2018 освобождались от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством. Данная льгота не распространялась на капитальные строения (здания, сооружения), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.
Так как с 2019 г. отменено обложение налогом на недвижимость капитальных строений сверхнормативного незавершенного строительства, то решено одновременно отменить ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.
Пример 1
Варианты применения льготы в зависимости от срока введения в эксплуатацию здания
Организация впервые ввела в эксплуатацию здание, при возведении которого были превышены сроки строительства, установленные проектной документацией:
1) в декабре 2017 г.
Это здание включается у организации в объект обложения налогом на недвижимость с 1 января 2018 г., и с этой даты по нему уплачивается налог на недвижимость в общем порядке;
2) в январе 2019 г.
Это здание включается у организации в объект обложения налогом на недвижимость с 1 апреля 2019 г. Организация может пользоваться льготой по налогу на недвижимость со II квартала 2019 г. по I квартал 2020 г.;
3) в декабре 2018 г.
Это здание включается у организации в объект обложения налогом на недвижимость с 1 января 2019 г. Организация может применить льготу в полном объеме, т.е. с I по IV кварталы 2019 г.;
4) в июне 2018 г.
Это здание включается у организации в объект обложения налогом на недвижимость с 1 июля 2018 г. У данной организации 1 год с даты приемки здания в эксплуатацию состоит из 2 периодов (III–IV кварталы 2018 г. и I–II кварталы 2019 г.). В этом случае в III–IV кварталах 2018 г. организация не имеет права пользоваться льготой и должна уплачивать по новому зданию налог на недвижимость в общем порядке. Зато с учетом новой редакции НК-2019 в I–II квартале 2019 г. организация еще успеет воспользоваться льготой по налогу на недвижимость;
5) в январе 2018 г.
Это здание включается у организации в объект обложения налогом на недвижимость с 1 апреля 2018 г. У организации 1 год с даты приемки здания в эксплуатацию состоит из 2 периодов (II–IV кварталы 2018 г. и I квартал 2019 г.). В данном случае организация по новому зданию:
– не имеет права пользоваться льготой во II–IV кварталах 2018 г. и должна в этот период уплачивать налог на недвижимость в общем порядке;
– имеет право на льготу в I квартале 2019 г.
Отменены права областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость до 10 раз
В 2018 г. согласно части пятой ст. 188 НК-2018 областные (Минский городской) Советы депутатов имели право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки:
– налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;
– земельного налога по земельным участкам, занятым такими объектами |*|.
* Применение организациями потребкооперации в 2018 г. повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога см.: www.gb.by/2018-43-08
Исключение составляли территории Могилевской области, где увеличение составило 5 раз.
Справочно: впервые такое право местные Советы депутатов получили с 1 января 2014 г. В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот (повышения эффективности использования) неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов с 1 января 2014 г. областным (Минскому городскому) Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в специальный перечень.
С 1 января 2016 г. полномочия областных (Минского городского) Советов депутатов были расширены и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам до 10 раз. Кроме того, с 1 января 2016 г. до 10 раз могут увеличиваться ставки по земельным участкам, занятым неиспользуемыми (неэффективно используемыми) капитальными строениями (зданиями, сооружениями).
Вместе с тем практика показала, что:
– применение местными Советами депутатов повышающих коэффициентов до 10 раз к ставкам налога на недвижимость не способствовало ускорению вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества;
– пробелы в законодательстве в части определения эффективности использования капитальных строений (зданий, сооружений) вызывали со стороны плательщиков множество спорных вопросов и обращений в суды.
Следствием таких действий явилось увеличение количества объектов, пополнивших перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, и уменьшение налоговых поступлений в бюджет.
Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2019 г. областные (Минский городской) Советы депутатов лишены права увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.
Обратите внимание! Областные (Минский городской) Советы депутатов должны будут отменить свои решения, установившие увеличенные не более чем в 10 раз ставки налога на недвижимость (земельного налога). Процесс отмены может растянуться на несколько месяцев (январь, февраль, март и т.д.). То есть в начале 2019 г. эти решения еще продолжают действовать.
Плательщиков смущает норма НК-2018 , которая действовала в 2018 г. Согласно части шестой ст. 188 НК-2018 исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным ставкам прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета об исключении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
Означает ли эта норма, что если решения областных Советов депутатов будут отменены в I квартале 2019 г., то повышенные ставки налога на недвижимость перестанут действовать только со II квартала 2019 г.?
Нет, не означает. Следует учитывать, что нормы НК-2019 имеют большую силу, чем решения областных Советов депутатов.
Редакция НК-2019 вступила в силу с 1 января 2019 г. Областные Советы депутатов должны будут в 2019 г. привести свои решения в соответствие с нормами НК-2019.
С 2019 г. установлены 4 новые пониженные ставки налога на недвижимость
В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в отношении возведенных после 1 января 2019 г. капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков-организаций установлены пониженные ставки налога на недвижимость на 4 года начиная со второго года после их приемки в эксплуатацию с плавным увеличением ставки к четвертому году (второй год – 0,2, третий – 0,4, четвертый – 0,6, пятый – 0,8).
Отношение к этому нововведению неоднозначное. С одной стороны, введение пониженных ставок действительно стимулирует новое строительство, а с другой – сложный порядок расчета льготы усложняет процесс исчисления налога на недвижимость. Исчисление льготы может привести к ошибкам, которые в свою очередь приведут к применению к плательщикам пени и административных санкций.
Так, следует учитывать, что календарный год может не совпадать с годом после приемки в эксплуатацию капитального строения. Поэтому применять пониженные ставки налога на недвижимость придется отдельно по каждому вновь введенному в эксплуатацию капитальному строению. Процесс применения льготы растягивается на 4 года.
Пример 2
Применение льготы по вновь введенному в эксплуатацию зданию и пониженных ставок
Организация в 2019 г. впервые ввела в эксплуатацию 3 капитальных строения: одно в феврале, другое – в апреле, третье – в августе 2019 г.
По этим строениям организация может пользоваться льготой по налогу на недвижимость в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию: по первому строению льгота действует со II квартала 2019 г. по I квартал 2020 г., по второму строению – с III квартала 2019 г. по II квартал 2020 г., по третьему строению – с IV квартала 2019 г. по III квартал 2020 г.
После того как истек год с даты приемки в эксплуатацию капитальных строений, наступает 4-летний период применения пониженных ставок налога на недвижимость. Пониженные ставки налога, как и льгота, также будут применяться по каждому капитальному строению в разное время в зависимости от даты их приемки в эксплуатацию. Это усложняет процесс исчисления налога на недвижимость. Например, по первому капитальному строению ставку налога на недвижимость в размере 0,2 % следует применять со II квартала 2020 г. по I квартал 2021 г., по второму строению – с III квартала 2020 г. по II квартал 2021 г., по третьему строению – с IV квартала 2020 г. по III квартал 2021 г. |*|
* Вопрос о том, является ли забор объектом обложения налогом на недвижимость, см.: www.gb.by/node/139013