(Комментарий к подп. 1.1 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса Республики Беларусь)
Организация, применяющая льготу по налогу на недвижимость, освобождена от уплаты налога на недвижимость и соответственно от представления декларации по этому налогу в период действия льготы.
Однако, как свидетельствует практика налоговых проверок, организации часто допускают ошибки при определении начала периода действия льготы. А это влечет негативные последствия для плательщика, сопряженные с уплатой административных штрафов и пени.
Давайте на примере одной из льгот разберем ошибку, которую нередко допускают определенные организации.
Ситуация. Порядок применения льготы по налогу на недвижимость в отношении спортивного сооружения
Организация построила спортивный стадион и ввела его в эксплуатацию с 1 ноября 2017 г.
После этого она обратилась в Минспорт с заявлением о включении стадиона в реестр физкультурно-спортивных сооружений (далее – Реестр).
Решение о включении стадиона в Реестр принято коллегией Минспорта 29 декабря 2017 г. Дата включения стадиона в Реестр – 3 января 2018 г.
Организация приняла решение не уплачивать налог на недвижимость по стадиону с 1 января 2018 г.
Является ли это решение правильным?
Не является.
В данном случае организация приняла неверное решение, поскольку право на льготу по налогу на недвижимость у нее появляется со II квартала 2018 г.
Обоснуем наш вывод.
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются сооружения, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (ст. 185 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года объектов недвижимости, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, по остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Из вышеизложенного следует, что стадион, введенный в эксплуатацию в 2017 г., с 1 января 2018 г. признается объектом налогообложения.
При налогообложении спортивных сооружений организации вправе воспользоваться льготой, определенной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, при условии, что это сооружение включено в Реестр.
Справочно: для включения спортивных сооружений в Реестр в управления спорта и туризма областных, Минского городского исполкомов подаются:
– заявление (подается на каждое сооружение);
– документы, предусмотренные подп. 12.3-4 п. 12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (п. 6 Инструкции о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утвержденной постановлением Минспорта Республики Беларусь от 22.07.2014 № 55).
По результатам рассмотрения документов на коллегии Минспорта принимается одно из следующих административных решений:
– о включении сооружения в Реестр;
– об отказе во включении сооружения в Реестр.
Внесение сведений в Реестр осуществляется в течение 15 календарных дней после принятия соответствующего решения коллегией Минспорта.
В нашем случае организация выполнила это условие.
Теперь надо определить, с какого момента у нее возникает право на указанную льготу.
Обратимся к норме п. 4 ст. 186 НК: при возникновении у организаций в течение года права на освобождение от налога на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на нее.
В нашем случае организация решила, что право на льготу у нее возникло 29 декабря 2017 г. (день принятия коллегией Минспорта решения о включении стадиона в Реестр).
Это неправильно, поскольку за основу берется не дата принятия решения, а дата внесения спортивного сооружения в Реестр. На это прямо указывает подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК: льгота применяется, если спортивное сооружение включено в Реестр.
Стадион включен в Реестр 3 января 2018 г. Это означает, что право на льготу у организации возникло с 3 января 2018 г.
Следовательно, льгота по налогу на недвижимость предоставляется со II квартала 2018 г.
Организации придется представить в налоговый орган по месту постановки:
– декларацию по налогу на недвижимость за 2018 г. – не позднее 20 марта 2018 г.;
– «уточненную» декларацию по налогу на недвижимость за 2018 г. – не позднее 20 июня 2018 г. (пп. 6, 10 ст. 189 НК).
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2018, № 10, с. 42.