"В нашей организации, являющейся обществом, в соответствии с решением общего собрания участников общества созданы совет директоров и ревизионная комиссия. В течение года членам этих органов выплачивают вознаграждение за выполнение возложенных на них обязанностей.
Как производят налогообложение такого вознаграждения, в частности, подоходным налогом с физических лиц и страховыми взносами?
Можно ли учитывать эти выплаты при исчислении налога на прибыль?
С уважением, Раиса Алексеевна, бухгалтер"
Общие положения
Вначале коротко напомню нормы законодательства об органах управления обществ применительно к поставленным в письме вопросам.
Учредители общества на учредительном собрании образуют органы общества и избирают их членов (ст. 12 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон № 2020-XII)).
Одним из органов управления общества является совет директоров, а контрольным органом – ревизионная комиссия.
Члены органов общества в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном уставом общества и законодательством.
Заключение ревизионной комиссии по результатам проведения ежегодной ревизии вносят на рассмотрение общего собрания участников общества при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (данных книги учета доходов и расходов) и распределения прибыли и убытков общества.
Членам совета директоров, если это предусмотрено уставом и (или) установлено егообщим собранием, в размерах, установленных общим собранием участников общества, а ревизионной комиссии по решению общего собрания участников данного общества и в определенных им размерах в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы.
Теперь рассмотрим порядок налогообложения в отношении сумм вознаграждения, выплачиваемых членам совета директоров и ревизионной комиссии.
Налог на прибыль
Основополагающим принципом при исчислении налога на прибыль является то, что расходы организации включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении, если данные расходы связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Как я уже отмечала, к компетенции совета директоров относятся вопросы общего руководства деятельностью общества, а к компетенции ревизионной комиссии – контроль за его хозяйственной деятельностью, включая предупреждение нарушений либо их пресечение. Следовательно, деятельность членов указанных органов общества непосредственно связана с его предпринимательской деятельностью.
Расходы, связанные с выплатой вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии за исполнение ими обязанностей, относящихся к их исключительной компетенции, не поименованы в ст. 131 НК в качестве затрат, неучитываемых при налогообложении.
Таким образом, указанные расходы включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в размерах, определенных общим собранием участников общества.
Вместе с тем сказанное не относится к суммам вознаграждения, причитающимся представителям государства, являющимся членами совета директоров.
Представители государства в органах управления обществ назначаются в обществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам (п. 1 Указа Президента РБ от 19.02.2008 № 100 "О некоторых вопросах владельческого надзора" (далее – Указ № 100)).
Обращаю Ваше внимание, что представителям государства в органах управления обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, выплачивают вознаграждение за счет чистой прибыли этих обществ за отчетный период (квартал, год) в размерах, определенных в соответствии с уставами обществ, но не более установленных нормативов согласно приложению к Указу № 100 (подп. 1.3 п. 1 Указа № 100).
Таким образом, расходы, связанные с оплатой вознаграждения, причитающегося представителям государства, не учитывают при обложении налогом на прибыль.
Безусловно, различия в налогообложении сумм вознаграждения, причитающихся представителям государства и иным членам совета директоров, обусловлены тем, что Указ № 100 имеет большую юридическую силу, чем НК. Однако нормы Указа № 100 подтверждаются также и экономическим содержанием тех функций, которыми наделены представители государства и которые отличаются от функций, определенных Законом № 2020-XII в отношении иных членов совета директоров.
Так, представитель государства назначается решением органа, осуществляющего владельческий надзор, а не решением общего собрания участников общества, из числа работников, в т.ч. государственных служащих, этого органа и иных граждан РБ (п. 3 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.05.2008 № 694 (далее – Положение № 694)).
При этом представитель государства участвует в принятии решений органов управления общества на основании законодательства и учредительных документов общества исходя из необходимости защиты экономических интересов государства в деятельности общества и в установленных случаях руководствуется письменными указаниями органа, осуществляющего владельческий надзор. Представитель государства обязан принимать меры по защите экономических интересов государства при осуществлении деятельности общества.
Таким образом, в обязанности представителя государства входит не столько само по себе общее руководство обществом, сколько соблюдение интересов государства при принятии тех или иных решений органами управления общества.
Подоходный налог с физических лиц
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц – налоговых резидентов РБ признают доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь (п. 1 ст. 153 НК).
При этом к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относят в т.ч. вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).
Следовательно, вознаграждение членов совета директоров и ревизионной комиссии в целях исчисления подоходного налога признают доходом указанных членов, облагаемым подоходным налогом.
Источник выплаты доходов, признаваемый налоговым агентом (в данном случае общество, непосредственно выплачивающее вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии), обязан удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате и перечислить ее в бюджет.
Представители государства, являющиеся государственными служащими, не получают в обществах вознаграждение за выполнение функций представителей государства. При этом, если представитель государства является членом совета директоров общества, а уставом общества или решением общего собрания его участников предусмотрено вознаграждение для данных членов, денежные средства в размере вознаграждения, причитающегося представителю государства, общество перечисляет в полном объеме на отдельный счет органа, осуществляющего владельческий надзор (п. 17 Положения № 694).
Справочно: указанные средства в порядке, установленном Минфином, зачисляются в республиканский бюджет, учитываются отдельно, имеют целевое назначение и направляются Минфином органу, осуществляющему владельческий надзор (нанимателю по месту основной работы государственного служащего, исполняющего обязанности представителя государства), на выплату вознаграждения.
Страховые взносы
Обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – страховые взносы в ФСЗН) уплачивают плательщики, предоставляющие работу по трудовым и гражданско-правовым договорам (п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
Плательщиками страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы в Белгосстрах) также являются организации, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам РБ на основании трудового договора (контракта), а также гражданско-правового договора (п. 1 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
Здесь важно учесть, что под действие Трудового кодекса РБ (далее – ТК) не подпадают отношения по поводу осуществления в т.ч. обязанностей членов наблюдательных советов, а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений (ст. 6 ТК).
Следовательно, члены совета директоров и ревизионной комиссии не состоят в трудовых отношениях с обществом в силу данного статуса. Вместе с тем это не препятствует им работать в обществе в какой-либо должности. Гражданско-правовые отношения с членами совета директоров и ревизионной комиссии основаны не на договоре, а на нормах Закона № 2020-XII и устава общества.
Таким образом, если обязанности членов совета директоров или ревизионной комиссии общества выполняются не на основе трудового либо гражданско-правового договора, то суммы выплачиваемого им вознаграждения не являются объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов в Белгосстрах.
Что касается представителей государства в органах управления общества, то представитель государства, являющийся работником (в т.ч. государственным служащим) органа, осуществляющего владельческий надзор, выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы (п. 6 Положения № 694). Иные граждане РБ выполняют полномочия представителя государства на основании гражданско-правового договора, заключенного ими с органом, осуществляющим владельческий надзор.
Ввиду сказанного страховые взносы в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах по вознаграждениям, перечисляемым представителям государства, начисляет и уплачивает орган, осуществляющий владельческий надзор.
Надеюсь, я помогла Вам своими разъяснениями.