Ситуация 1. Услуги хостинга оказаны резидентом РФ
Согласно инвойсу б/н от 13.01.2016 оплачены услуги хостинга и продлена регистрация доменного имени юридическому лицу – резиденту РФ.
Стоимость услуг – 2 754 рос. руб. (648 567 бел. руб.).
Подтверждение постоянного местонахождения нерезидента отсутствует.
Суть нарушения
Налоговый агент не исполнил обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы |*| в бюджет Республики Беларусь.
* Дополнительная информация о налогообложении иностранных организаций
Не сдана налоговая декларация в ИМНС по месту регистрации.
Обоснование нарушения
Доходы от предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию признаются объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (подп. 1.10 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Определение понятия «дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы» дано в пп. 1, 2 ст. 148 НК. Это приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа).
По общему правилу днем начисления дохода (платежа) признается наиболее ранняя из следующих дат:
– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта оказания услуг;
– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).
В рассматриваемой ситуации налог подлежит исчислению и удержанию организацией при перечислении предоплаты. Налоговая база при исчислении налога определяется как общая сумма доходов с применением ставки налога в размере 15 % (подп. 1.3 п. 1 ст. 147, п. 1 ст. 149, п. 2 ст. 150 НК).
Внимание! В отношениях с Российской Федерацией действует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанное в г. Москве 21.04.1995 и ратифицированное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25.04.1996 № 230-XIII (далее – Соглашение).
Прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство (ст. 7 Соглашения).
Исходя из положений, определенных Соглашением, доходы, выплачиваемые в данной ситуации резиденту РФ за оказание услуг, облагаются налогом в Российской Федерации.
Для применения норм Соглашения организации – резиденту РФ необходимо подтвердить, что она имеет постоянное местонахождение в Российской Федерации (далее – подтверждение).
Справочно: порядок и форма подтверждения установлены МНС Республики Беларусь. Она должна быть заверена компетентным органом РФ. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке (ст. 151 НК).
В рассматриваемом случае подтверждение не представлено, поэтому организация должна была исчислить, удержать налог, а также перечислить его в бюджет республики.
Выводы и последствия
В данном случае имеет место неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога в бюджет.
Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет:
– не более 10 базовых величин (БВ) для юридического лица, а сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает 5 % от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), – влечет наложение штрафа на юридическое лицо от 1 до 10 БВ (ч. 1 ст. 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП);
– более 10 БВ для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5 % от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), – влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 10 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 БВ (ч. 2 ст. 13.7 КоАП).
В рассматриваемой ситуации имеет место нарушение срока представления уточненной налоговой декларации.
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета):
– при просрочке не более 3 рабочих дней – влечет наложение штрафа на юридическое лицо от 1 до 10 БВ (ч. 1 ст. 13.4 КоАП);
– при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, – влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ (ч. 2 ст. 13.4 КоАП).
Рекомендации
Налоговому агенту следует:
1) подать налоговую декларацию по налогу на доходы |*| иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
2) уплатить налог в бюджет.
* Информация о подаче налоговой декларации по налогу на доходы белорусскими организациями
Ситуация 2. Занижена сумма налога на доходы иностранных юридических лиц от суммы роялти
По лицензионному соглашению от 01.06.2015 № APW-7625BY правообладатель (резидент РФ) предоставляет пользователю (резидент Республики Беларусь) по лицензии право использования программного продукта (базы данных), приобретаемого пользователем согласно приложению № 1/R.
Платежи складываются из годового абонентского обслуживания и права использования, зависящего от объема использования.
Организация-пользователь удерживала налог на доходы по ставке 15 % при перечислении дохода правообладателю – резиденту РФ за январь – сентябрь 2015 г.
После получения подтверждения о постоянном местопребывании правообладателя в РФ для целей применения Соглашения налог на доходы от суммы вознаграждения по счету за право использования программного продукта и базы данных за октябрь – ноябрь 2015 г. не удерживался и в бюджет Республики Беларусь не перечислялся.
Суть нарушения
От суммы роялти белорусская организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы по ставке 10 %, если подтверждение постоянного местонахождения российской компании в Российской Федерации представлено в налоговый орган Республики Беларусь до даты начисления (выплаты) ей дохода (платежа).
Обоснование нарушения
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь, признаются плательщиками налога на доходы (ст. 145 НК).
Объектом обложения налогом на доходы признаются доходы, в т.ч. роялти, плательщика от источников в Республике Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 146 НК). Ставка налога на доходы по роялти установлена в размере 15 % (ст. 149 НК).
Внимание! Доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства. Но если получатель фактически имеет право на эти доходы, то налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 % валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий (п. 2 ст. 11 Соглашения).
Применительно к ст. 11 Соглашения термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования (п. 3 ст. 11 Соглашения).
Для целей применения норм Соглашения необходимо соблюдение положений ст. 151 НК. В случае начисления и (или) выплаты дохода за право пользования программой белорусская организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы:
– по ставке 10 %, если подтверждение представлено в налоговый орган Республики Беларусь до даты начисления (выплаты) дохода (платежа);
– по ставке 15 %, если подтверждение не представлено.
Справочно: в случае представления в налоговый орган подтверждения и документов, указанных в ст. 151 НК, после уплаты налога на доходы возможны применение предусмотренной Соглашением ставки налога на доходы в размере 10 % и соответственно частичный возврат или зачет налога на доходы. Заявление о возврате либо зачете суммы налога может быть подано не позднее 3 лет со дня уплаты суммы налога.
Выводы и последствия
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (ч. 1 ст. 13.6 КоАП).
За невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, в т.ч. должностным лицом юридического лица, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 10 БВ для должностного лица юридического лица – налогового агента, предусмотрен штраф от 1 до 10 БВ (ч. 3 ст. 13.7 КоАП).
Рекомендации
Белорусской организации необходимо:
1) внести исправительные записи в бухгалтерский и налоговый учет;
2) представить уточненные декларации;
3) урегулировать расчеты с бюджетом.