Если вас признали нарушителем по неуплате налогов
Если контролирующий орган выявит неуплату налогов (сборов) в бюджет, плательщик будет обязан:
1) уплатить налоги, так как неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);
2) дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Пример. Пени рассчитываются с учетом действующих ставок рефинансирования
Сумма неуплаченного налога – 100 000 000 руб.
Период просрочки – с 1 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.
Ставки рефинансирования в периоды неуплаты налога:
25 % – с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки – 366);
24 % – с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки – 10).
Формула расчета пеней:
(100 000 000 × 366 × 25 % / 360) + (100 000 000 × 10 × 24 % / 360) = 26 083 333 руб.
Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в данном случае составил 26 083 333 руб.;
3) уплатить административный штраф, поскольку неуплата налога влечет административную ответственность. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.
Для юридических лиц размер штрафа составляет 20 % от неуплаченной суммы налога (но не менее 20 базовых величин). При этом для привлечения к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога со стороны плательщика умышленно или по неосторожности. Предполагается, что плательщики должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.
Административная ответственность за неуплату налогов в бюджет установлена также для должностных лиц, по вине которых произошла такая неуплата. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн. руб.).
Если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно уплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.
Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для должностного лица плательщика, если будет доказано, что это лицо уклонялось от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1 000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн. руб.).
Внимание! Привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет.
В каких случаях неуплата налогов не является административным правонарушением
Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:
1) когда плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
2) когда плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках, которые проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
3) когда неуплата или неполная уплата налогов не превышает 1 % от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица – за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
4) с 22 апреля 2016 г. также не является административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
Справочно: Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов»* установлена процедура самостоятельного исчисления и уплаты сумм налогов организациями, взаимодействовавшими со структурами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).
______________
* Гл. бухгалтер. – 2016. – № 5. – С. 46–50.
При наличии информации и документов, подтверждающих совершение субъектом, включенным в Реестр, правонарушения в экономической сфере, ДФР составляет заключение, которое, помимо прочего, содержит указание на то, какие первичные учетные документы этого субъекта для целей налогообложения не имеют юридической силы.
Далее ДФР выносит предписание в адрес плательщика, совершавшего сделки с субъектом, первичные учетные документы которого были признаны не имеющими юридической силы согласно заключению. Данное предписание содержит требование об исчислении налогов по конкретным хозяйственным операциям в установленном порядке, представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате налогов в полном объеме |*|.
* Материал о том, можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
В какие сроки плательщик может быть привлечен к административной ответственности за неуплату налогов
Неуплата налогов – длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).
За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов. То есть если в отношении плательщика 1 марта 2016 г. составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 1 сентября 2016 г.
В каких случаях наступает уголовная ответственность при уклонении от уплаты налогов
Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законодательством налоговые платежи в бюджет.
Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:
– если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 УК);
– причиняет ущерб в крупном или особо крупном размере.
Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:
1) сокрытие налоговой базы – умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это случаи, когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает его в своей налоговой отчетности (по сути, утаивает, скрывает факт получения этого дохода).
Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако такие доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути, утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).
Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.
Справочно: если лицо занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность;
2) умышленное занижение налоговой базы. Оно выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносят несоответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).
В качестве примера приведем ситуацию, когда организация сознательно взаимодействует со лжеструктурами, т.е. оформляет не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль;
3) уклонение от представления налоговой декларации (расчета). Проявляется, если умышленно не представить декларацию (расчет) в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога;
4) внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений – умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.
Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).
Как правильно определиться с величиной ущерба
Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включают.
Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1 000 базовых величин – 210 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 1 ст. 243 УК.
Особо крупным размером ущерба признают уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2 500 базовых величин – 525 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 2 ст. 243 УК.
Кого привлекают к уголовной ответственности
К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.
Такими лицами являются:
– руководители (директора) юридических лиц – плательщиков;
– бухгалтеры и другие должностные лица плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
– лица, которые фактически осуществляли руководство плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.), при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
– лица, организовавшие, или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п. Такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.
О наказании
Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:
– в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК), – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
– в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК), – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.
Случаи, когда от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут освободить
Если лицо впервые совершило уклонение от уплаты налогов в крупном размере (такое преступление является менее тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности судом, прокурором или следователем с согласия прокурора в следующих случаях:
1) с привлечением к административной ответственности, если:
– это лицо возместило ущерб (т.е. уплатило налоги и пени в полном объеме);
– будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания;
2) без привлечения к административной ответственности, если это лицо:
– после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления;
– возместило причиненный преступлением ущерб;
– внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50 % неуплаченного налога, но не менее 30 базовых величин.
Если лицо совершило уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (такое преступление является тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности Президентом Республики Беларусь, если это лицо:
– раскаялось и способствовало раскрытию преступления;
– добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам;
– способствовало устранению других последствий совершенного преступления.
Справочно: на практике для освобождения от уголовной ответственности по данному основанию лицу необходимо возместить ущерб (т.е. уплатить сумму налога) с определенным коэффициентом, размер которого варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Можно сказать, что таким образом государство компенсирует свои расходы и вред, который причинен преступлением его интересам.
Порядок освобождения от уголовной ответственности в данном случае предусмотрен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250 (с изменениями и дополнениями), и заключается в следующем:
1) лицо, раскаявшееся в совершенном преступлении, добровольно уплатившее налоги и начисленные пени в полном объеме, возместившее иные расходы, пишет личное ходатайство на имя Президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности, которое направляется в Администрацию Президента Республики Беларусь;
2) поступившее ходатайство рассматривает специальная комиссия по вопросам помилования, созданная при Президенте Республики Беларусь.
При рассмотрении ходатайства принимаются во внимание:
– степень общественной опасности совершенного преступления;
– раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления;
– возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам;
– уплата дохода, полученного преступным путем;
– устранение иных последствий преступления;
– данные, характеризующие его личность, и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности;
3) решение Президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности принимается в форме указа, который в 3-дневный срок с момента его издания направляется Генеральному прокурору для исполнения. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, ознакамливается с данным указом;
4) прекращение уголовного дела в отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности, осуществляется соответствующим прокурором.
От редакции:
С комментариями юристов о применении норм Указа № 14 читатели могут ознакомиться в материале Д. Семашко и Н. Шекиной «Как повлияет работа со лжеструктурами на ответственность организаций в свете нового Указа Президента» в журнале «Главный Бухгалтер», 2016, № 5, с. 50–51.