ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НА КОТОРЫЙ ИМЕЮТСЯ ПРАВОУДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН САМОВОЛЬНО ЗАНЯТЫМ
Объектами обложения земельным налогом у юридических лиц признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций (ст. 193 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Налоговым законодательством установлено, что ставка земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенная на коэффициент 10, применяется в отношении земельных участков:
а) предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных;
б) самовольно занятых;
в) используемых не по целевому назначению.
Увеличение ставки земельного налога в 10 раз применяется для всех категорий земель:
– для земель сельскохозяйственного назначения (п. 4 ст. 196 НК);
– земель населенных пунктов (п. 2 ст. 197 НК);
– земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов (п. 5 ст. 198 НК);
– земель лесного фонда (п. 3 ст. 199 НК);
– земель водного фонда (п. 3 ст. 200 НК);
– земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (п. 2 ст. 201 НК).
Самовольное занятие земельного участка – это использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению земельных участков юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле и иными актами законодательства, либо по постановлению суда (ст. 72 Кодекса Республики Беларусь о земле; далее – Кодекс о земле).
Таким образом, для целей исчисления земельного налога земельный участок, который предоставлен с нарушением законодательства (например, при превышении полномочий государственного органа), но на который при этом имеются правоудостоверяющие документы, не может быть признан самовольно занятым |*|.
* Особенности, которые надо учесть при исчислении земельного налога, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Определение самовольного использования земельного участка входит в компетенцию судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел по ст. 23.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). При этом органами, ведущими административный процесс, вправе выступать органы КГК и землеустроительная служба соответствующего райисполкома.
Справочно: основаниями для исчисления земельного налога являются:
– государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
– сведения о наличии земель (в т.ч. сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами исполнительных комитетов, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
– фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам землеустроительными службами исполнительных комитетов;
– документы, позволяющие определить данные земельного участка (площадь, категория, функциональное использование, кадастровая стоимость земельного участка), при наличии таких документов и отсутствии документов, указанных в абз. 2 части первой п. 3 ст. 202 НК (ст. 202 НК) |**|.
** Порядок исчисления земельного налога, когда налоговой базой является площадь земельного участка, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА САМОВОЛЬНО ЗАНЯТЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ…
…налоговыми органами
Если в отношении организации установлен факт самовольного пользования земельным участком, то большое значение для последующего его обложения земельным налогом имеет установление периода подобного использования.
Сведения о самовольно занятых земельных участках (а также о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, используемых не по целевому назначению) налоговым органам представляют землеустроительные службы местных исполнительных комитетов в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении (часть четвертая п. 3 ст. 202 НК). В форме сведений о предоставленных земельных участках предусмотрено указание помимо прочего таких сведений, как:
– площадь самовольно занятого земельного участка;
– кадастровая стоимость земельного участка;
– место нахождения земельного участка;
– цель фактического использования земельного участка;
– период самовольного занятия земельного участка;
– наименование уполномоченного органа, дата и номер постановления по делу об административном правонарушении, дата его вступления в законную силу, результат принятого решения.
Справочно: форма вышеуказанных сведений утверждена приказом МНС Республики Беларусь от 29.03.2012 № 50 "О некоторых вопросах передачи сведений о наличии земель и о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению" (приложение 2).
Обратите внимание, что сведения в налоговые органы должны направляться только после вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях о самовольном занятии земель.
В целях единообразного подхода к информированию налоговых органов о выявленных фактах самовольного занятия земельных участков Госкомимущество Республики Беларусь в адрес землеустроительных служб направило письмо от 11.01.2010 № 08-01/89/вн "Об определении периода самовольного занятия земельных участков".
По мнению Госкомимущества, определение периода самовольного занятия земельного участка возможно на основании свидетельских показаний и иных доказательств, требующих оценки. Такое определение периода может быть осуществлено судом или иным органом, рассматривающим дело об административном нарушении. В случаях, когда в ходе административного процесса не будет определен период самовольного занятия земельного участка, период самовольного занятия земельного участка должен исчисляться со дня установления таких фактов (акт проверки, протокол, постановление об административном правонарушении или иные сведения, содержащие информацию об установлении этих фактов) и оканчиваться датой устранения нарушения (акт обследования земельного участка или иные сведения, содержащие информацию об устранении нарушений) либо датой государственной регистрации права на земельный участок.
Если на дату направления землеустроительными службами в налоговый орган информации по фактам нарушения законодательства об охране и использовании земель нарушение в установленном порядке не устранено, то в информации, направляемой в налоговые органы, землеустроительным службам рекомендовано указывать, что на дату представления информации нарушение не устранено.
Таким образом, исчисление земельного налога за самовольно занятые земельные участки производится:
– налоговыми органами на основании сведений, представленных землеустроительными службами;
– за период со дня установления факта нарушения, отраженного в решении органа, ведущего административный процесс, в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении и по дату устранения нарушения, отраженную в акте обследования земельного участка или иных документах, содержащих информацию об устранении таких нарушений, либо по дату государственной регистрации права на земельный участок включительно.
Если на момент направления землеустроительной службой письма в адрес налогового органа нарушение физическим лицом не устранено, то исчисление налога производится по дату направления письма землеустроительной службой (письмо МНС Республики Беларусь от 30.04.2010 № 3-2-8/448 "О направлении информации").
…организациями
На практике возникает вопрос о праве организации самостоятельно исчислять земельный налог с применением коэффициента 10, которое появилось с 1 января 2015 г. |*|. Рассмотрим его подробнее.
* Все новации 2015 г., произошедшие в порядке исчисления и уплаты земельного налога, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
До 2015 г. земельный налог за самовольно занятые земельные участки (предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, используемые не по целевому назначению) с применением ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 10, исчислялся, как мы уже говорили выше, на основании сведений землеустроительных служб о земельных участках, используемых с нарушением установленного порядка (абз. 4 части первой п. 3 ст. 202 НК в редакции, действовавшей в 2014 г.).
Поэтому нередко плательщики использовали земельные участки с нарушением установленного порядка, не представляли в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу с применением к ставке налога коэффициента 10 и соответственно недоплачивали в бюджет суммы земельного налога по причине того, что уполномоченным государственным органом не вынесено решение о соответствующем правонарушении.
В связи с этим в НК внесено изменение, в соответствии с которым с 2015 г. основанием для исчисления земельного налога является в т.ч. фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению. При этом продолжают служить основанием для исчисления земельного налога и сведения о случаях такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, которые представляются налоговым органам землеустроительными службами исполнительных комитетов (абз. 4 части первой п. 3 ст. 202 НК).
Следует также отметить, что внесенными изменениями плательщикам предоставлено право исчислять земельный налог с момента фактического использования земельных участков в случае несвоевременного их возврата, самовольного занятия земли, использования предоставленных земельных участков не по целевому назначению. Права налоговых органов при этом не расширились.
Как и в 2014 г., предъявить плательщику 10-кратную ставку земельного налога налоговики смогут только на основании постановления КГК Республики Беларусь или землеустроительных служб.
Важно! Если у организации в соответствии с законодательством имеется возможность потенциального применения льготы по земельному налогу (перечень льгот по земельному налогу предусмотрен п. 1 ст. 194 НК), то такое освобождение не распространяется на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (подп. 2.2 п. 2 ст. 194 НК).
Суммы земельного налога, исчисленные за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10, не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп. 4.2 п. 4 ст. 203 НК).
Итак, с 1 января 2015 г. организация может избежать административной ответственности за неуплату земельного налога за самовольно занятый земельный участок (предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, используемый не по целевому назначению), если выполнит 3 следующих правила.
Правило 1. Самостоятельно исчислит земельный налог по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены.
Правило 2. Применит коэффициент, утвержденный решением местного Совета депутатов, на территории которого находится этот земельный участок.
Для организаций, уплачивающих земельный налог в 10-кратном размере, ст. 2011 НК не предусматривает освобождение от исполнения решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога.
Правило 3. Представит (т.е. без участия контролирующего органа) налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого земельные участки используются с нарушением установленного порядка.
ЗА НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
За нарушение земельного законодательства может применяться земельно-правовая ответственность как самостоятельно, так и в качестве дополнительного вида ответственности к гражданско-правовой, административной или уголовной. В случае самовольного занятия земельного участка такой участок подлежит возврату по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведенных на нем строений производятся за счет лица, самовольно занявшего земельный участок. Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий (ст. 72 Кодекса о земле).
Если земельный участок был самовольно занят, то здесь уже нельзя вести речь об изъятии земельного участка (лишении права на земельный участок) за нарушение земельного законодательства, поскольку не было предоставления этого участка в предусмотренном законом порядке. Таким образом, возврат самовольно занятого земельного участка является самостоятельной мерой правового воздействия, предусмотренной земельным законодательством, направленной на пресечение незаконного использования земельного участка, связанной с лишениями земельно-правового характера. Лишение права на земельный участок и возврат самовольно занятого земельного участка являются самостоятельными видами санкций земельно-правовой ответственности |*|.
* Вопросы, проверяемые специалистами КГК в части соблюдения организациями земельного законодательства, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Также отметим, что за самовольное занятие земельного участка установлена административная (ст. 23.41 КоАП) и уголовная (ст. 386 Уголовного кодекса Республики Беларусь) ответственность.
Справочно: право на земельный участок у юридического лица возникает с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (часть третья п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков").
Право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения. В случае совершения регистрационного действия моментом государственной регистрации являются время и дата приема документов, представленных для осуществления государственной регистрации (ст. 8, 39 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним").