Начиная с отчетов в Белгосстрах за январь – июль 2016 г. организации должны применять новую форму отчетности (постановлением Белстата от 11.07.2016 № 78 утверждены новая форма государственной статистической отчетности 1-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и указания по ее заполнению; далее – Указания).
За предыдущие периоды применяют форму отчетности и указания по ее заполнению, утвержденные постановлением Белстата от 12.09.2014 № 159.
Рассмотрим подробно наиболее значимые изменения и дополнения, которые были реализованы в новой форме отчетности и в Указаниях по ее заполнению.
Зарегистрировался – представь отчет!
Уточнены категории страхователей, которые представляют отчеты. Так, установлено, что к страхователям относятся не все, а только зарегистрированные в Белгосстрахе юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, представительства иностранных организаций. При этом не имеет значения, предоставляли или нет указанные лица работу гражданам.
Данное уточнение влияет на возможность применения к страхователю штрафов, предусмотренных Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение о страховой деятельности). Наиболее актуально это для различных общественных организаций (садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и т.п.), которые не проходят регистрацию по принципу «одно окно» и зачастую не знают, что должны самостоятельно стать на учет в Белгосстрахе.
Так, если в нарушение законодательства лицо не прошло регистрацию в качестве страхователя, то при выявлении Белгосстрахом (страховщиком) такого факта он применяет к страхователю штраф за это нарушение, предусмотренный частью первой п. 274 Положения о страховой деятельности. При этом, поскольку страховщику не представлены страхователем отчеты за период уклонения от регистрации, формально страховщик вправе применить также штраф за непредставление отчетов, предусмотренный частью первой п. 275 Положения о страховой деятельности. Указанные нарушения образуют самостоятельные составы правонарушений, однако очевидно, что не прошедший регистрацию у страховщика страхователь даже не предполагает, что никто не освобождал его от обязанности представлять страховщику отчетность. Таким образом, имеется определенная причинно-следственная связь между непрохождением регистрации и непредставлением вследствие этого отчетности.
Внесенные уточнения позволят не применять к страхователю, нарушившему срок регистрации у страховщика, штрафа за непредставление отчетности за период уклонения от регистрации. Но это не избавит страхователя от штрафа за нарушение срока регистрации.
Также уточняется, что индивидуальные предприниматели будут относиться к страхователям и соответственно обязаны будут представлять отчеты, если в отчетном периоде у них работали по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам физические лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тем самым будут урегулированы вопросы, когда индивидуальный предприниматель в отчетном периоде имел наемных работников, но на момент представления отчета таких работников у него уже не было. Индивидуальный предприниматель в этом случае все равно будет обязан представить отчет.
Три условия, выполнение которых освобождает от представления отчета
Уточнены основания, при наличии которых страхователь может не представлять отчет за отчетный период.
Ранее отчет мог не представляться страхователями, у которых в отчетном периоде отсутствовали выплаты для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вместе с тем нередки случаи, когда в отчетном периоде страхователи не начисляли выплаты в пользу застрахованных лиц, но перечисляли страховщику различного рода денежные средства (погашали просроченную задолженность за предыдущие отчетные периоды, уплачивали штрафы или пени). При этом они не обязаны были представлять страховщику отчет, что усложняло учет таких средств у страховщика.
Согласно внесенным изменениям отчеты могут не представлять страхователи, которые в отчетном периоде:
– не предоставляли работу лицам, подлежащим обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– не уплачивали страховые взносы, штрафы и пени;
– не расходовали средства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые выплаты (пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка).
Приведенная выше норма не применяется, если организация должна представить отчет при ликвидации или реорганизации (предусмотренный в части первой п. 4 Указаний).
Таким образом, если в отчетном периоде страхователь предоставлял работу гражданам и по каким-либо причинам не начислял страховые взносы, он обязан представить страховщику отчет. Это относится и к тем ситуациям, когда страхователи не оформили должным образом трудовые отношения, фактически имевшие место (например, в нарушение законодательства не оформлен в письменном виде трудовой договор с председателем садоводческого товарищества или гаражного кооператива).
Отчет при ликвидации должен быть представлен в любом случае, даже если он будет «нулевой». За его непредставление или несвоевременное представление будет применяться соответствующий штраф.
Отчетность при реорганизации: есть изменения
Еще одно важное изменение коснулось тех страхователей, которые реорганизуются.
Ранее отчеты в связи с реорганизацией не представляли только те юридические лица, в отношении которых принято решение о реорганизации в форме преобразования, когда меняется только организационно-правовая форма юридического лица (например, общество с ограниченной ответственностью становится унитарным предприятием).
При реорганизации |*| в форме присоединения одного юридического лица к другому или выделения одного лица из другого они оба обязаны были представить отчет. Вместе с тем отчет при реорганизации необходим для проведения в установленный срок проверки страхователя и снятия его с регистрационного учета. При реорганизации в форме присоединения, выделения остаются юридические лица, которые продолжают свою деятельность и не снимаются с регистрационного учета. В связи с этим истребование у них отчета нецелесообразно. Поэтому со 2 августа 2016 г. юридическим лицам, которые не прекращают свою деятельность в результате реорганизации, представлять отчеты в связи с реорганизацией не нужно. Им следует представлять только годовые отчеты.
* Информация о том, как отчитаться по страхованию в Белгосстрах, если принято решение о реорганизации
Уточнили правила определения средней численности застрахованных
В Указаниях уточнен порядок определения средней численности застрахованных.
Так, предусмотрено, что при определении средней численности застрахованных за месяц и за отчетный период полученные в результате деления числа округляются до целого числа по правилам математики. Если полученное в результате деления число больше 0, но меньше 1, то в качестве средней численности застрахованных используется 1.
Под месяцами работы в отчетном периоде страхователя – индивидуального предпринимателя понимаются месяцы отчетного периода, в которых у него работали по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам физические лица, подлежащие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При численности 15 человек отчетность – только в электронном виде
Уменьшена средняя численность застрахованных, при которой отчетность представляется только в виде электронного документа, с 50 до 15.
Аналогичное требование действует с 1 июля 2016 г. в отношении представления налоговых деклараций (расчетов). Так, Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З внесены изменения в ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь. В частности, установлено, что плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики НДС представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным формам в виде электронного документа.
Заметим, что для представления налоговых деклараций (расчетов) и отчетов в Белгосстрах используются одни и те же ключи проверки электронной цифровой подписи.
Последствия деноминации
Поскольку с 1 июля деноминирован белорусский рубль, то данные в разд. II необходимо указывать в рублях и копейках, с двумя знаками после запятой для указания в них копеек.
В отчете за январь – июнь 2016 г. и предшествующие периоды (например, за 2015 г.) данные необходимо указывать в неденоминированных белорусских рублях. При этом отчет подается по старой форме.
Установлен алгоритм определения суммы страховых взносов за квартал
Учитывая возникающие на практике вопросы, уточнено, как определяется сумма начисленных страховых взносов за квартал и с начала года.
Так, сумма начисленных страховых взносов за квартал определяется путем умножения общей суммы выплат всех видов, начисленных в пользу застрахованных, за соответствующий квартал на страховой тариф с учетом установленной льготы и (или) скидки (надбавки).
Не допускаются расчет страховых взносов помесячно и их сложение за все месяцы квартала для отражения в графе, соответствующей кварталу. Изначально должна быть определена облагаемая база за квартал, и далее уже к ней необходимо применить страховой тариф.
Сумма начисленных страховых взносов в графе «С начала года» определяется путем суммирования показателей за все кварталы отчетного года.
Начислил страховую выплату – отрази в отчете
Уточнено, что в отчете показываются начисленные, а не произведенные страхователем страховые выплаты (пособия по временной нетрудоспособности |*| и доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу). То есть страховая выплата должна быть отражена страхователем в том квартале, в котором она им начислена как страховая выплата по данным его бухгалтерского учета.
Д-т 76-2 – К-т 73
– начислены пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу*.
_______________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
* Информация о том, какие выплаты учитываются при расчете пособия из средств Белгосстраха
Отчетность правопреемника реорганизованного страхователя
В Указаниях отражены нормы, касающиеся отражения в отчете показателей правопреемником реорганизованного страхователя или ликвидированного либо лишенного права на уплату страховых взносов обособленного подразделения (далее – реорганизованный страхователь).
Так, появилось требование о том, что начисленные реорганизованным страхователем страховые взносы за период деятельности, не подтвержденный его отчетами, отражаются страхователем-правопреемником по стр. 10, т.е. показываются как доначисленные (излишне начисленные) самостоятельно страхователем страховые взносы. Таким образом, поставлена точка в вопросе о том, должен ли правопреемник отражать начисленные реорганизованным лицом страховые взносы до фактического прекращения им деятельности |*|.
* Информация об определении объекта для начисления страховых взносов в Белгосстрах
Аналогично должны быть отражены правопреемником сумма перечисленных реорганизованным страхователем средств за период его деятельности, не подтвержденный его отчетами, а также сумма возвращенных средств.
По строке «Задолженность по платежам страхователя, возникшая в связи с правопреемством» излишне уплаченные реорганизованным страхователем средства показываются его правопреемником со знаком минус.
Иные изменения и дополнения
1. Для соответствия данных, указанных в бухгалтерском учете, и данных, отражаемых в отчете, предусмотрено, что излишне начисленные суммы пособий и (или) доплат отражаются по стр. 14 и 15. До вступления в силу новой формы отчетности и Указаний они отражались по строке «Доначислено (излишне начислено) самостоятельно страхователем страховых взносов», что затрудняло учет этих выплат у страховщика.
2. Из строк «Перечислено средств» и «Возвращено Белгосстрахом средств» выделяются строки для отдельного отражения данных по страховым взносам, штрафам и пеням.
3. Для облегчения процесса расчета показателей указаны формулы, по которым рассчитывается задолженность, просроченная задолженность по страховым взносам, задолженность по штрафам и пеням.
4. Исключена из разд. I стр. 02 «из нее инвалидов и пенсионеров» в связи с ненадобностью в получении страховщиком информации о количестве инвалидов и пенсионеров, работающих у страхователя.
5. Указом Президента Республики Беларусь от 01.06.2015 № 221 предусмотрено, в частности, установление единого страхового тарифа в размере 0,1 % для бюджетных организаций как применительно к выплатам в пользу застрахованных, осуществляемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и к выплатам, осуществляемым за счет внебюджетных средств. Данная норма вступила в силу с 1 января 2016 г.
По этой причине из разд. II старой формы исключены за ненадобностью стр. 06, 07, 09, 10, относящиеся к разделению средств бюджетных организаций на бюджетные и внебюджетные.
Также в целях упрощения заполнения формы отчетности исключены строки с промежуточными расчетными данными: 26, 31, 34, 40.