В качестве обоснования необходимости уплаты страховых взносов в ФСЗН за работника, находящегося в неоплачиваемом отпуске, приводится норма п. 5 Положения*. Ею предусмотрено следующее: сумма обязательных страховых взносов, подлежащая уплате за работающего гражданина за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
__________________
* Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение).
Напомним, что ранее согласно п. 5 Положения сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна была быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы (изменения были внесены в Положение Указом Президента Республики Беларусь от 25.04.2015 № 174 (далее – Указ), который вступил в силу 29 июля 2015 г.).
Как видим, слова «исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате» были заменены словами «подлежащая уплате за работающего гражданина».
Согласно высказываемому мнению исключение слов «исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника» позволяет вести речь о том, что теперь взносы можно начислять и при отсутствии выплат.
Такие комментарии не учитывают ряда важнейших принципов и правил социального страхования, определенных законодательством.
Страховые взносы должны уплачиваться только при наличии объекта для их взимания
Положение регулирует только вопросы уплаты страховых взносов. Кто является плательщиком страховых взносов, объект их взимания и другие базовые вопросы определяет не Положение, а Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон).
Так, объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда |*|, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников* в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона).
* Разъяснение порядка применения перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, доступно для подписчиков электронного «ГБ»
___________________
* Следует учитывать, что в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, не превышающие 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Как видим, Закон определяет объект для начисления обязательных страховых взносов, которым для работодателей и работающих граждан признаются не просто выплаты, а выплаты, начисленные в пользу работающих граждан.
Только при наличии выплат уплачиваются страховые взносы
Даже в налоговой сфере законодатель, как правило, избегает установления налогов на вмененный доход, которые не имеют экономической связи между наличием реального дохода и налоговым обязательством.
Что же касается страховых взносов, то они хотя и являются обязательными, не имеют с налоговыми платежами практически ничего общего. Их уплата |**| является следствием определенных рисков, от наступления которых и страхуется лицо. При этом страховые взносы должны уплачиваться только при наличии объекта, который имеет непосредственную связь со страховым случаем и выполнением работы в частности. Только при наличии выплат работник подлежит обязательному страхованию и соответственно должны уплачиваться взносы, так как только в этом случае имеет место выполнение работы.
** Информация о сроках уплаты страховых платежей в ФСЗН доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Данный факт имеет очень важное значение, так как именно наличие выплат работающему гражданину позволяет вести речь о возникновении объекта для начисления взносов, который имеет непосредственную связь с работой или выполнением иных подобных обязанностей. Условие об уплате страховых взносов как минимум с минимальной заработной платы (МЗП) также вполне объяснимо и вовсе не противоречит выводам об уплате страховых взносов только в отношении работающих лиц. Дело в том, что МЗП представляет собой государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Иными словами, если физическое лицо выполняет работу, его заработная плата в любом случае не должна быть менее указанного размера. Именно поэтому законодательство о социальном страховании и предусматривает, что уплата страховых взносов в отношении работающих граждан должна производиться как минимум с суммы, соответствующей размеру МЗП.
Однако, если работник не выполнял работу, ему не начислялся какой-либо доход. В этом случае наниматель не обязан выплатить работнику МЗП, соответственно нет никаких оснований для того, чтобы вести речь о возникновении объекта для уплаты страховых взносов.
Подтверждается это и нормами Положения о том, что при занятости работающих граждан неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера МЗП (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
Есть и другие периоды, когда зарплата не начисляется…
Предположим, что за работника, находящегося в отпуске, взносы все же должны уплачиваться из базы в размере МЗП. В этом случае получится, что взносы, уплачиваемые за работника, который вообще не выполняет работу, могут оказаться больше, нежели взносы в отношении гражданина, работавшего на условиях неполного рабочего времени. Очевидно, что это совершенно неприемлемо и противоречит здравому смыслу.
Заметим, что заработная плата не начисляется не только тем работникам, которые находятся в отпуске |*| без сохранения заработной платы, предоставляемом по инициативе работника, но и тем, кто находится в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Заработная плата также не начисляется в период временной нетрудоспособности, прогула и т.д.
* Информация об отражении в учете оплаты дополнительных отпусков и страховых взносов доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Во всех этих случаях физическое лицо продолжает оставаться работником нанимателя, так как трудовые отношения между ними не прекращаются. Однако это вовсе не означает, что за указанные периоды наниматель обязан уплачивать страховые взносы с базы в размере МЗП. При этом приверженцы подхода, который сводится к необходимости уплаты взносов за неработающих граждан, либо забывают об этих ситуациях, либо никак их не комментируют. Очевидно, что уплата взносов в таких ситуациях выглядит совершенно нелогичной и незаконной.
Таким образом, и с юридической точки зрения, и с логической, и с экономической, мнение о необходимости уплаты страховых взносов за неработающих граждан, находящихся в неоплачиваемом отпуске, является неверным. По имеющимся сведениям, неофициальная позиция аппарата ФСЗН также сводится к тому, что взносы не должны уплачиваться, если физическое лицо не выполняло трудовые обязанности (например, находилось в отпуске).
Исключить неверные толкования и незаконные требования помогло бы официальное разъяснение ФСЗН, которое бы разрешило данную проблему окончательно.