Обращение – это индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной или устной форме (ст. 1 Закона № 300-З [1]).
Подать обращение можно тремя способами: устно, письменно, в электронном виде.
Преимущества и недостатки разных форм обращений
Письменное обращение, как и электронное, дает возможность изложить суть обращения только один раз. Поэтому у вас не будет возможности уточнить либо дополнить его.
Если вы некорректно или неполно изложите свою позицию, получение итогового ответа может превратиться в бесконечную переписку.
Устное обращение дает возможность непосредственно изложить свою позицию, задать нужный вопрос и сразу представить необходимые уточнения или информацию. Это может ускорить решение возникшей ситуации. Однако в данном случае существенно усложняется процесс обжалования ответа: у заявителя отсутствует образец его обращения (нет письменного документа) и нет письменного ответа. Реальная возможность обжаловать полученный ответ при этом фактически отсутствует.
Если сравнивать письменное обращение и электронное, то можно отметить быстрый и простой процесс направления электронного обращения.
Иногда могут возникнуть проблемы с доказательством факта направления такого обращения или его содержания. Это затрудняет или делает невозможным дальнейшую реализацию прав в связи с направлением обращения и его рассмотрением.
Куда направлять обращения?
Не стоит волноваться, если вы не знаете, куда направить обращение.
Закон № 300-З указывает на обязанность организаций при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 рабочих дней перенаправить их для рассмотрения в компетентную организацию. Заявитель должен быть уведомлен в тот же срок.
Обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они получены ненадлежащей организацией. При этом вас также уведомят с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения нужных вам вопросов (п. 3 ст. 10 Закона № 300-З).
Рекомендация! Точно определяйте адресата обращения. Это поможет сократить сроки получения ответа. Помните: рассмотрение обращения, как правило, начинается с органа самого низкого уровня в структуре компетентных органов. Направление обращения в вышестоящий орган повлечет временные затраты на его пересылку вышестоящим органом нижестоящему.
В какой срок нужно ждать ответ?
Целью направления обращения является получение ответа, в котором будут разрешены вопрос или проблема, изложенные в обращении.
! Законодательство гарантирует право на получение ответа.
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца (п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).
Иногда для решения изложенных в обращениях вопросов нужно совершить определенные действия, получить информацию из иностранного государства. Сроки ответа могут превышать месячный срок. Имейте в виду, что в срок не позднее 1 месяца со дня обращения вы должны получить или ответ, или письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий или сроках рассмотрения обращений по существу.
Таким образом, ответ на обращение вы должны получить.
! Несоблюдение сроков ответа является нарушением законодательства.
Если вы получили ответ… но увидели нарушения
Итак, вы получили ответ, но столкнулись с одной из следующих проблем:
1) обращение не рассмотрено или рассмотрено с нарушением сроков;
2) ответ, по мнению заявителя, не соответствует законодательству либо в ответе не дан анализ всех доводов, изложенных в обращении.
В зависимости от варианта развития событий заявитель может предпринять различные действия.
За нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 26 Закона № 300-З).
Следующие действия (бездействие) влекут административную ответственность (ст. 9.13 КоАП [2]):
– отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица. На практике такое случается крайне редко, но в случае возникновения такой ситуации ключевым будет являться доказывание факта отказа в приеме;
– нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения. В указанным случае наилучшим доказательством несоблюдения сроков будут являться почтовые документы (обратное уведомление о получении корреспонденции, опись вложений в почтовое отправление, почтовая квитанция);
– неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения. Имеется в виду отсутствие ответа на обращение даже при условии, что предприняты необходимые действия по разрешению ситуации, изложенной в обращении;
– неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения. В определенных законодательством случаях заявитель имеет право ознакомиться с материалами, собранными при рассмотрении обращения. Однако нужно будет доказать факт наличия права, обращения и отказа в ознакомлении с материалами;
– непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя. На практике такого рода бездействие будет весьма сложно доказать. Нужно учитывать, что не совсем понятна граница между ситуациями, когда наступает административная ответственность, а когда лицо должно восстанавливать свои права путем обжалования ответа на обращение.
Размер штрафа составляет от 4 до 10 базовых величин.
Как и куда жаловаться
Если вы обнаружили нарушения, то имеете право инициировать начало административного процесса. Направляйте заявления в орган, который имеет право составлять протокол об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП, в соответствии с местом нахождения организации, рассматривавшей обращение.
Составлять протоколы имеют право должностные лица исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК) и прокурор (ст. 3.30 ПИКоАП [3]).
Рассматривать дело будут суд или органы КГК Республики Беларусь (в случае если протокол был составлен должностными лицами органов КГК) (ст. 3.2, 3.7 ПИКоАП).
Административное взыскание по этой статье может быть наложено в ограниченный срок: не позднее 2 месяцев со дня его совершения, либо со дня его обнаружения, либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, в зависимости от вида деяния. В связи с этим заявителю следует в максимально короткие сроки подать соответствующее заявление в уполномоченный орган.
Когда ответ не соответствует законодательству
Если заявитель не согласен с ответом и считает, что изложенное в нем не соответствует законодательству либо в ответе не дан анализ всех доводов, изложенных в обращении, то такая жалоба может быть подана в вышестоящую организацию (п. 1 ст. 20 Закона № 300-З).
Структуру подчинения организаций нужно установить в т.ч. на основании нормативных документов, регулирующих деятельность организации.
Законодательство не устанавливает специальных требований относительно содержания жалобы на ответ по обращению.
Однако в жалобе необходимо не просто отразить, с чем не согласен заявитель, но и обосновать свое несогласие соответствующими доводами и ссылками на законодательство.
Если вы не согласны с ответом вышестоящей организации по жалобе, подавайте жалобу в суд.
Сразу в суд обжалуются ответы на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя.
Мнение автора
На практике процент удовлетворенных жалоб вышестоящими организациями несущественен, что говорит о неэффективности такого процесса обжалования. Более эффективным способом обжалования ответа было бы установить право заявителя обратиться с жалобой по своему усмотрению либо в вышестоящую организацию, либо в суд, как это реализовано в административном процессе.
Если жалоба подается в суд
Жалоба на обращение юридического лица подается в экономический суд, рассматривающий экономические дела, по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения заявителя (ст. 51 ХПК [4]).
При подаче жалобы нужно оплатить государственную пошлину в размере 20 базовых величин (п. 3 приложения 15 к НК [5]).
В этом случае жалоба на ответ на обращение должна соответствовать требованиям, установленным ст. 159 и абз. 2, 4–6 части первой ст. 160 ХПК, и содержать дополнительно наименование организации (фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя), давшей ответ на обращение, дату ответа на обращение, указание на то, какие права и законные интересы заявителя нарушаются этим ответом или его отдельными положениями, требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этим ответом. К жалобе прилагается копия ответа на обращение, который обжалуется.
Следует учесть, что срок подачи жалобы – не позднее месяца со дня получения заявителем ответа вышестоящей организации на обращение (при отсутствии обязательного досудебного порядка обжалования – со дня получения заявителем ответа организации (индивидуального предпринимателя)) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы на ответ на обращение в вышестоящую организацию, если заявитель не получил на нее ответ. При этом пропущенный по уважительным причинам срок на подачу жалобы может быть восстановлен судом.
Примечание автора. Автору неизвестна статистика удовлетворения судом жалоб на обращения. Однако при рассмотрении жалоб суды часто делают вывод, что в соответствии со ст. 266-2 ХПК проверка судом обжалуемого ответа на обращение заявителя на предмет соответствия изложенных в нем выводов действующему законодательству не входит в предмет доказывания по данной категории дел, и фактически на одном этом основании отказывают в удовлетворении жалобы.
Данный вывод противоречит части первой ст. 266-2 ХПК, в которой указано, что жалоба на ответ на обращение должна содержать указание на то, какие права и законные интересы заявителя нарушаются этим ответом или его отдельными положениями, требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этим ответом. Таким образом, заявитель обязан представить указанную информацию, а суд должен ее проверить и проанализировать, в т.ч. путем сопоставления норм законодательства и выводов, изложенных в ответе. Иначе смысл подавать жалобу в суд отсутствует. Исходя из позиции судов разных инстанций жалоба может быть удовлетворена только в случае нарушения норм, связанных с порядком (алгоритмом) рассмотрения обращения. Это теряет смысл ввиду наличия административной ответственности за процессуальные нарушения при рассмотрении обращений. Считаем, что это противоречит в т.ч. целям обжалования ответа и фактически лишает лицо возможности реализовать свое право.