5 (380). Организация зарегистрирована в малом городском поселении Минского района и подпадает под нормы Декрета № 6. Помимо иных видов деятельности, она с октября начала заниматься производством мебели и оказывать услуги по ее сборке и установке. Производство находится в 5 км от городского поселения, и туда не ходит общественный транспорт, поэтому организация купила для доставки работников на производство микроавтобус.
Это транспортное средство приобретено в Российской Федерации.
Возникли следующие вопросы.
5.1. Надо ли организации уплачивать утилизационный сбор?
Надо.
Если микроавтобус приобретен 30 сентября 2016 г. и позже, то организация должна уплатить утилизационный сбор.
Приведем обоснование нашего ответа.
Организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность и зарегистрированная в малом городском поселении Минского района, вправе в течение 7 календарных лет со дня ее государственной регистрации не исчислять и не уплачивать налог на прибыль, а также иные налоги, сборы (пошлины), указанные в части первой подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.
В перечень платежей, которые должны уплачивать организации, применяющие нормы Декрета № 6, входят:
– НДС, в т.ч. НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
– акцизы;
– гербовый и оффшорный сборы;
– государственная пошлина;
– патентная пошлина;
– таможенные пошлины и сборы;
– земельный налог;
– экологический налог;
– налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
– иные налоги, исчисляемые, удерживаемые и (или) перечисляемые при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом № 6 не предусмотрено иное.
В этом перечне отсутствует утилизационный сбор. Дело в том, что на момент принятия Декрета № 6 (подписан 7 мая 2012 г., вступил в силу 1 июля 2012 г.) такого сбора еще не существовало, а после его появления (введен Указом № 64*, который вступил в силу 1 марта 2014 г.) необходимые дополнения в Декрет № 6 |*| не вносились. Такое дополнение внесено только Декретом № 2** (вступил в силу 30 сентября 2016 г.).
* Информация о льготах, предусмотренных Декретом № 6
_________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее – Указ № 64).
** Декрет Президента Республики Беларусь от 27.06.2016 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2).
Таким образом, коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг):
– до 30 сентября 2016 г. вправе были не исчислять и не уплачивать утилизационный сбор в отношении транспортных средств;
– с 30 сентября 2016 г. должны исчислять и уплачивать утилизационный сбор по транспортным средствам в общеустановленном порядке.
Справочно: утилизационный сбор уплачивается в размере, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 № 172, однократно за каждое транспортное средство (подп. 1.2 п. 1 Указа № 64).
Плательщиками данного сбора признаются организации, которые ввезли в Республику Беларусь с территорий государств – членов ЕАЭС транспортное средство, подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством (абз. 4 подп. 1.3 п. 1 Указа № 64). Сбор уплачивается таможенному органу.
5.2. Надо ли организации увеличивать налоговую базу для исчисления НДС на сумму уплаченного утилизационного сбора?
Не надо.
Так как транспортное средство ввезено из России, то организации при определении налоговой базы для целей уплаты НДС необходимо руководствоваться нормами Протокола*.
_________________
* Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, являющийся приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол).
Из Протокола следует, что взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляет налоговый орган:
– государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары. То есть взимание НДС должен производить белорусский налоговый орган;
– по месту постановки на учет налогоплательщика – собственника товаров.
Собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п. 13 Протокола).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимость приобретенных товаров – это цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта) (п. 14 Протокола).
Так как в Протоколе определение налоговой базы предусмотрено на основе стоимости приобретенных товаров, которой является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары, а утилизационный сбор не входит в цену сделки, то организации – собственнику микроавтобуса не надо увеличивать налоговую базу для исчисления НДС на сумму уплаченного утилизационного сбора.