Оплата труда за время нахождения в служебной командировке
По общему правилу за работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (часть первая ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).
Следовательно, порядок оплаты труда работника за время служебной командировки нанимателю следует закрепить в своих локальных нормативных правовых актах либо в трудовом договоре (контракте) с работником. При этом размер оплаты не может быть ниже среднего заработка, рассчитанного в соответствии с гл. 3–4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47) |*|.
Пример 1. Расчет заработной платы за рабочие дни командировки работнику, работающему по графику 5-дневной рабочей недели
Работник коммерческой организации, работающий по графику 5-дневной рабочей недели, направлялся в служебную командировку сроком на 5 дней (с 11 по 15 мая 2018 г.).
Работнику установлены следующие условия оплаты труда: тарифный оклад с учетом повышений – 700 руб., надбавки за сложность и напряженность в работе и за стаж работы в организации – 30 % и 20 % тарифного оклада соответственно, ежемесячная премия за производственные результаты – 20 % тарифного оклада (выплачивается пропорционально отработанному времени).
Согласно коллективному договору организации оплата труда за время служебной командировки производится в соответствии с законодательством.
Среднедневной заработок за 2 месяца, предшествующие маю 2018 г., рассчитанный в соответствии с Инструкцией № 47, составляет 58 руб. 5 коп. ((700 + 700 × 0,2 + 700 × 0,3 + 700 × 0,2) × 2 / 41, где 41 – количество рабочих дней в марте и апреле 2018 г.). Следовательно, средний заработок за 5 дней служебной командировки составляет 290 руб. 25 коп. (58,05 × 5).
По результатам работы за май 2018 г. размер ежемесячной премии увеличен до 30 % тарифного оклада.
Размер заработной платы за 5 рабочих дней (с 14 по 18 мая), рассчитанный исходя из установленных работнику условий, – 300 руб., в т.ч.:
– по окладу – 166 руб. 67 коп. (700 / 21 × 5, где 21 – количество рабочих дней в мае 2018 г.);
– надбавка за сложность и напряженность – 50 руб. (166,67 × 0,3);
– надбавка за стаж работы в организации – 33 руб. 33 коп. (166,67 × 0,2);
– премия за текущий месяц – 50 руб. (166,67 × 0,3).
Указанная сумма выше среднего заработка, рассчитанного в установленном порядке. Следовательно, работнику за время служебной командировки надо начислить заработную плату в общем порядке в сумме 300 руб. |*|
* Вопросы, касающиеся порядка оформления и оплаты служебных командировок в пределах страны
Пример 2. Расчет заработной платы за рабочие дни командировки работнику со сдельной оплатой труда
Сотрудник строительной организации, работающий на условиях сдельной оплаты труда по графику 5-дневной рабочей недели, направлен в служебную командировку для выполнения работ на строительном объекте, находящемся в другой местности, сроком на 27 календарных дней (со 2 по 28 апреля 2018 г.).
За время командировки (20 рабочих дней) сдельный заработок, исчисленный в установленном порядке, составил 1 070 руб. Иные выплаты работнику за апрель 2018 г. не начислялись.
Среднедневной заработок за 2 предшествующих месяца, рассчитанный в соответствии с Инструкцией № 47, – 61 руб.Средний заработок за 20 рабочих дней равен 1 220 руб. (61 × 20).
Указанная сумма выше заработной платы, исчисленной в соответствии с установленными работнику условиями труда. В связи с этим работнику за время служебной командировки следует начислить 1 220 руб., т.е. сохранить средний заработок, рассчитанный в соответствии с законодательством.
Когда целесообразно не оформлять командировку, а установить компенсацию за подвижной либо разъездной характер работы
Пример 2 раскрывает проблему, существующую в организациях, которые в силу специфики своей деятельности ежемесячно направляют работников в служебные командировки на свои объекты, находящиеся в другой местности. С экономической точки зрения логично и наиболее целесообразно выплачивать сдельный заработок за фактически отработанное время (что в большинстве случаев и делается). В то же время данный подход противоречит нормам ст. 95 ТК. В такой ситуации сохранение работнику заработка не ниже среднего приводит к возникновению дополнительных издержек.
Отметим, что законодательство позволяет придать рассматриваемым правоотношениям наиболее разумную правовую форму, оправданную с экономической точки зрения.
Если обратиться к ст. 91 ТК, то становится очевидным, что не всякое направление работника в другую местность является служебной командировкой.
С одной стороны, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (часть первая ст. 91 ТК).
В то же время не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер (часть вторая ст. 91 ТК).
Критерии разъездного либо подвижного характера работы определены Инструкцией о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.07.2014 № 70 (далее – Инструкция № 70). Такие критерии рассмотрены в таблице.
Таким образом, если выполняемая работа носит подвижной либо разъездной характер, нанимателю целесообразно установить работнику компенсацию за подвижной либо разъездной характер работы в порядке, установленном ст. 99 ТК и Инструкцией № 70.
Отметим, что в случае направления работника на объекты, находящиеся в другой местности, отсутствует необходимость оформления служебной командировки и, как следствие, сохранения заработка не ниже среднего за время работы на строительном объекте.
При этом компенсации должны устанавливаться в размерах, не превышающих размер норм за проживание вне места жительства (суточных), установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь или иностранных государств (п. 7 Инструкции № 70).
Справочно: нормы возмещения расходов при служебных командировках (в т.ч. суточные) определены постановлениями Минфина Республики Беларусь:
– от 16.06.2016 № 48 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» – при командировании в пределах Республики Беларусь;
– от 30.01.2001 № 7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу» – при командировании за границу.
Пример 3. Расчет заработной платы работнику за командировку, в течение которой он выполнял служебное задание в свои выходные дни
Работник, которому установлена 5-дневная рабочая неделя и повременная оплата труда, направлен в служебную командировку на период с 18 по 21 мая 2018 г. |*|
* Практика оформления и оплаты служебных командировок
Выполнение служебного задания поручено работнику в т.ч. в его выходные дни – 19 и 20 мая (на полный рабочий день).
Работнику установлены: тарифный оклад с учетом повышений – 700 руб., надбавки за сложность и напряженность в работе и за стаж работы в организации – 30 % и 20 % тарифного оклада соответственно, ежемесячная премия за производственные результаты – 20 % тарифного оклада (выплачивается пропорционально отработанному времени).
Среднедневной заработок за 2 предшествующих месяца, рассчитанный в установленном порядке, – 58 руб. 5 коп.
Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя. Исключение – случаи, предусмотренные ст. 143 ТК (ст. 142 ТК).
Напомним, что допускается использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника.
В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе в соответствии со ст. 143 ТК (ст. 144 ТК).
Привлечение сотрудника к работе в выходной день оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ст. 145 ТК).
Если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день, компенсация за работу в указанный день производится в соответствии со ст. 69 ТК (часть третья ст. 137 ТК).
За каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата:
– работникам со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок;
– работникам с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов).
Также за работу в выходные дни взамен доплаты с согласия работника может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха (ст. 69 ТК).
В рассматриваемом примере за 4 рабочих дня мая работнику без учета компенсации за работу в выходной день подлежит к начислению заработок в соответствии с установленными ему условиями в сумме 226 руб. 67 коп. ((700 + 700 × 0,3 + 700 × 0,2 + 700 × 0,2) / 21 × 4, где 21 – количество рабочих дней в мае 2018 г. согласно производственному календарю).
Доплата за работу в выходные дни – 66 руб. 67 коп. (700 / 21 × 2).
Руководствуясь нормами ст. 95 ТК, работнику следует начислить заработную плату в общем порядке (с учетом доплаты за работу в выходные дни) в сумме 293 руб. 34 коп. (226,67 + 66,67), поскольку указанная сумма выше среднего заработка за 4 рабочих дня, рассчитанного в установленном порядке (58,05 × 4 = 232 руб.).
В то же время, если с согласия работника за работу в выходные дни ему будут предоставлены другие неоплачиваемые дни отдыха (отгулы), то за время служебной командировки следует начислить 232 руб. – средний заработок за 4 дня |*|.