Филиал, входящий в состав ОАО, импортирует полиэтилен, упакованный в бумажную упаковку и полиэтиленовые мешки. В дальнейшем этот товар передается другому филиалу общества для изоляции производимого им кабеля. Данную продукцию применяют в строительстве линий электропередач (т.е. для бытовых нужд не используют).
Подпадают ли ввозимый товар и его упаковка под действие Указа № 313* и если да, то у какого из филиалов?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Импортеры (поставщики) товаров, названных в приложении к Указу № 313, а также товаров в полимерной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров и упаковок.
Такая обязанность установлена подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 (далее – обязанность), но только в отношении юридических лиц. Поэтому в изложенной ситуации исполнить обязанность должны не филиалы, а юридическое лицо, их создавшее.
Ввозимый полиэтилен не подпадает под действие Указа № 313, поскольку он не включен в перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров. Даже в случае отнесения товара к коду ТН ВЭД 3920 10, названному в приложении к Указу № 313 (товар не соответствует обязательному к применению в данном случае наименованию: плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров этилена, для бытовых нужд и упаковки).
Что касается обязанности в отношении упаковки, в которую был упакован полиэтилен, то необходимо отметить, что ввоз полиэтилена и его передача в производство происходят в рамках одного юридического лица. Поэтому данное лицо вправе не исполнять обязанность по упаковке в рамках льготы, изложенной в абз. 12 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Справочно: обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не распространяется, в частности, на производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд.
От редакции:
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.
Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Имущество филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего его юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).
Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица (ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Для производителей полимерной и стеклянной упаковки, предназначенной для упаковки социально значимых товаров, Указом № 313 определена льгота, в соответствии с которой у тех не возникает обязанности по внесению платы оператору*.
__________________________
* Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).
Каким образом применить данную льготу?
Действительно, подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 предусмотрено, что установленная обязанность не распространяется, в частности, на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, по перечню, утверждаемому Советом Министров, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки (абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо выполнить определенные условия. Так, договор, предусматривающий поставку упаковки на рассмотренные цели, должен содержать:
– цель приобретения покупателем упаковки;
– условия представления покупателем документов, подтверждающих использование упаковки на эти цели.
Важно! Необходимо обратить внимание на некоторые моменты, не разъясненные Указом № 313, и порядок их применения. Так, Указ № 313:
1) не содержит конкретных названий документов, которые надо представлять для подтверждения использования упаковки на цели, указанные в абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Полагаем, что в качестве таких документов может быть применено письмо(-а) за подписями руководителя и главного бухгалтера покупателя, в котором(-ых) будет изложена информация об использовании приобретенной у конкретного производителя и (или) поставщика упаковки (в т.ч. количество использованной упаковки, сроки использования и т.п. в соответствии с первичными учетными документами покупателя);
2) не конкретизирует момент, когда рассматриваемое исключение (льгота) может быть применено.
Полагаем, таким моментом является представление покупателем документов, подтверждающих использование упаковки на цели, предусмотренные в абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
В случае, когда покупателем не представлены данные документы в течение отчетного периода (квартала), следует в установленном порядке внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату исходя из количества ввезенных и (или) произведенных упаковок. В последующем эту сумму можно возвратить или зачесть в счет предстоящих платежей (как излишне уплаченную сумму) после представления покупателем указанных документов (часть седьмая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Предприятие занимается сбором от населения и организаций нескольких видов вторичного сырья: макулатура, ПЭТ-бутылки, стеклобой.
Можно ли вывозить данное сырье за пределы Республики Беларусь?
Можно.
Чтобы правильно ответить на данный вопрос, вначале необходимо определить, что же такое вторичное сырье и вторичные материальные ресурсы.
Их определения содержатся в ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон):
– вторичное сырье – это вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее – энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами;
– вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.
Таким образом, в рассматриваемом вопросе предприятие собирает и предполагает к вывозу отходы.
Законодательство об обращении с отходами ограничивает вывоз только отходов, которые указаны в подп. 2.3 п. 2 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ст. 27 Закона). Их вывоз возможен при наличии заключения (разрешительного документа) на вывоз опасных отходов либо лицензии на вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов.
Данный пункт не содержит отходы, перечисленные в вопросе. Следовательно, их можно вывозить за пределы Республики Беларусь без получения указанных документов.
Организация планирует осуществлять сбор и обезвреживание образующихся у населения энергосберегающих ртутных ламп, имеющих 1-й класс опасности. Образующиеся от обезвреживания остатки неопасны и подлежат утилизации на полигоне ТКО.
Надо ли уплачивать экологический налог за размещение остатков от обезвреживания на полигоне ТКО, если они не опасны и относятся к отходам потребления?
Надо.
В рассматриваемом вопросе отход "компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные", для которого классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, установлен 1-й класс опасности, предполагается к уничтожению с образованием, исходя из представленной информации, неопасного отхода(-ов), планируемого(-ых) к вывозу на захоронение на полигон ТКО.
При этом отработанные энергосберегающие лампы относятся по происхождению к отходам потребления, если они образовались в процессе жизнедеятельности человека. В то же время образующиеся в результате уничтожения данных ламп отходы относятся по происхождению к отходам производства, так как они образуются в процессе экономической деятельности предприятия (деятельности по обезвреживанию отходов).
Захоронение отходов производства в соответствии с п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК) признается объектом обложения экологическим налогом. В приложении 8 к НК приведены ставки экологического налога за захоронение отходов производства, в т.ч. неопасных.
Таким образом, в данной ситуации возникает обязанность по уплате экологического налога за захоронение отходов производства.
Справочно: обезвреживание отходов – это деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием;
отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов;
отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона).
Продолжение см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 41. – С. 14–17.