Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 40. – С. 14–17.
Организация импортирует продукты, которые упакованы в картонные коробки, а сверху в полиэтилен. С 1 октября 2014 г. в Указе № 313 появился новый вид упаковки – упаковка из комбинированных материалов.
Относится ли такая упаковка к упаковке из комбинированных материалов?
Не относится.
Упаковка из комбинированных материалов – это упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев) (подп. 1.11 п. 1 Указа № 313). То есть это не многослойная упаковка из отдельных видов упаковочных материалов.
Таким образом, комбинированные материалы – это обособленный вид материалов, из которого изготавливается упаковка, подпадающая под действие Указа № 313.
Отметим, что данный вид материалов выделен как обособленный и в п. 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", утвержденного решением КТС от 16.08.2011 № 769 (далее – ТР ТС 005/2011, вступил в силу с 1 июля 2012 г.).
То есть указанные в рассматриваемом вопросе картонная коробка и полиэтиленовый пакет, учитывая материалы, из которых они изготовлены, являются отдельными видами упаковки исходя из классификации видов упаковки в соответствии с ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения".
От редакции:
До 1 октября 2014 г. у организаций, осуществляющих производство и ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, возникала обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование:
– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;
– отходов тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313) (далее – обязанность).
С указанной даты терминология подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 действует в новой редакции. Так, термин "потребительский товар" заменен на термин "товар"; термин "тара" – на "упаковка"; термин "пластмасса" – на "полимеры"; термин "тара на основе бумаги и картона" – на "упаковка из бумаги и картона". Он также дополнился новым видом упаковки – упаковка из комбинированных материалов.
Организация ввозит товар, упакованный в полиэтилен.
1. К какому виду упаковки относится полиэтилен – к полимерной или пластмассовой?
К полимерной упаковке.
Введение с 1 октября 2014 г. в Указ № 313 термина "полимерная упаковка" связано с использованием этого термина в ТР ТС 005/2011. Из него следует, что полимерная упаковка – это один из видов упаковки в зависимости от материала, из которого она изготовлена (п. 4).
Согласно справочным источникам:
– полимеры – это вещества, состоящие из "мономерных звеньев", соединенных в длинные макромолекулы химическими или координационными связями;
– пластмасса – это органические материалы, основой которых являются синтетические или природные полимеры, под действием нагревания и давления способные формироваться и сохранять заданную форму после охлаждения или отвердения.
То есть понятие "полимеры" является более широким и включает в себя пластмассы.
К полимерам, полученным синтетическим путем, в частности, относятся полиэтилен (высокого или низкого давления), полипропилен, поливинилацетат, полистирол, поливинилхлорид и т.д. Названные полимеры относятся к термопластичным материалам. Из всех этих полимеров делают упаковку, так как это термоформуемые материалы.
Таким образом, полиэтиленовая упаковка относится к полимерной упаковке.
2. Каким кодом ТН ВЭД ТС надо классифицировать эту упаковку?
Полимерная упаковка относится к товарной позиции "изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс, пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс", классифицируемой кодом ТН ВЭД ТС 3923.
От редакции:
Для того чтобы правильно определить, какая упаковка относится к полимерной упаковке, подпадающей под действие Указа № 313, надо руководствоваться приложением 3 к ТР ТС 005/2011.
В нем каждому полимеру, используемому для изготовления упаковки, присвоено свое буквенное и циферное обозначение. Эти обозначения должны быть в обязательном порядке нанесены на всю упаковку, производимую и поставляемую в Республику Беларусь.
Организация импортирует из России детские книги, упакованные в бумагу.
1. Возникает ли в данном случае предусмотренная Указом № 313 обязанность по сбору и обезвреживанию отходов?
Возникает.
Импортеры, осуществляющие, в частности, ввоз товаров в бумажной упаковке, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств бумажной упаковки, в которую были упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, организация-импортер подпадает под действие Указа № 313.
Эту обязанность можно выполнить одним из нижеуказанных способов:
– путем применения собственной системы сбора отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов упаковки;
– путем заключения с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за оказанную услугу (далее – оператор и плата).
При выборе последнего способа импортер обязан определить количество упаковки, в которую упакован ввезенный товар, а также ее виды.
Эти сведения организации необходимы для расчета суммы платы, вносимой на счет оператора.
Определять величину платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары следует производить исходя из размеров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
2. Как правильно определить количество упаковки (рассчитать ее массу)?
Сведения о количестве и видах упаковки могут быть указаны в договоре (контракте), товаросопроводительных документах на поставку товаров.
Также количество и виды упаковки импортер товаров может определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или упаковки, позволяющих определить количество упаковки на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров.
После того как организация определила вид упаковки и ее количество, она должна составить акт о массе одной единицы определенного вида упаковки (тары), подписанный бухгалтером и руководителем организации, с последующим применением этих сведений в отношении поставляемых в упаковке товаров.
От редакции:
С 1 октября 2014 г. налоговые органы наделены правом контроля за выполнением производителями и импортерами обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Соответственно одним из объектов контроля будет плата, направляемая оператору, т.е. правильность ее расчета.
Поэтому таким организациям рекомендуем информацию о количестве и видах упаковки, а также расчет платы оператору, оформлять, например, справкой, подписанной бухгалтером, осуществляющим расчет платы.
3. Имеются ли ограничения по минимальной сумме платы оператору?
Ни минимальная, ни максимальная суммы платы Указом № 313 не установлены.
В то же время с 1 октября 2014 г. в Указе № 313 для организаций, вносящих плату оператору менее 1 базовой величины, есть небольшое новшество.
Такие организации вправе внести плату на текущий (расчетный) банковский счет оператора единоразово – не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть пятая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Справочно: дата возникновения обязанности определяется в соответствии с частью четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
Организация в сентябре импортировала в Республику Беларусь моющие средства, упакованные в картонные коробки и полиэтиленовую пленку.
В отношении картонных коробок предусмотренная Указом № 313 обязанность была выполнена путем внесения платы оператору. Товары в настоящее время полностью не реализованы.
Надо ли организации довнести плату за полиэтиленовую упаковку, если по состоянию на 1 октября т.г. имеется остаток товаров?
Не надо.
Дата вступления новой редакции Указа № 313 в силу – 1 октября 2014 г. (п. 3 Указа Президента РБ от 28.07.2014 № 381).
Каких-либо иных указаний, в т.ч. и в части придания нововведениям "обратной силы", данный пункт не содержит.
Следовательно, организация-импортер не должна по ввезенным до 1 октября т.г. товарам вносить дополнительную плату за полиэтиленовую упаковку.
Предприятие производит продукцию и упаковывает ее в бумагу, которую ввозит из России. Часть продукции реализуется на территории республики, часть – вывозится в Литву и Россию.
Возникает ли у производителя обязанность в отношении ввозимой упаковки?
Возникает, но можно применить льготу.
Если предприятие осуществляет ввоз бумажной упаковки, которую затем использует для упаковки производимой продукции, то у данного предприятия возникает обязанность, предусмотренная частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
В то же время такой производитель вправе воспользоваться льготой, определенной абз. 4 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Так, в частности, обязанность не распространяется на производителей, которые ввезли бумажную и (или) картонную упаковки, предназначенные для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Беларусь.
Освобождение от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки возникает только с даты вывоза товаров за пределы Республики Беларусь.
Таким образом, предприятию для применения льготы необходимо иметь подтверждение даты вывоза товаров в той или иной форме (товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства, и т.п.).