Ситуация 1
Удостоверение ветерана труда не дает права на предоставление стандартного вычета в повышенном размере
В организацию в октябре 2018 г. в качестве сторожа принят новый работник. Для него эта организация – место основной работы. В целях получения стандартного налогового вычета работник в бухгалтерию организации представил удостоверение ветерана труда.
Вправе ли организация предоставить данному работнику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК1, на основании указанного удостоверения?
Организация не может предоставить работнику указанный стандартный налоговый вычет. Давайте разберемся почему.
Размер вычета определен Указом № 292 и составляет 144 руб. в месяц. Он предоставляется плательщикам, указанным в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК (п. 1 ст. 164 НК).
К таковым, в частности, относятся физические лица – участники Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом о ветеранах3 (абз. 5 подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК).
Указанный Закон предоставляет ветеранам труда в качестве мер социальной защиты такие государственные социальные льготы, права и гарантии, как:
– первоочередная установка квартирного телефона;
– пользование при выходе на пенсию организациями здравоохранения, к которым они были прикреплены в период работы (службы), если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь (ст. 19 Закона о ветеранах).
Как видим, налоговые льготы в данном списке отсутствуют. Следовательно, у организации отсутствует в отношении указанного работника право на предоставление стандартного вычета в размере 144 руб.
Однако она может применить вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, – в размере 102 руб. в месяц, если сумма полученного сторожем дохода не превысит 620 руб. в месяц (приложение 10 к Указу № 29) |*|.
Ситуация 2
Работнику в качестве подарка вручена продукция организации
Коммерческая организация, специализирующаяся на выпуске садовой техники, в октябре 2018 г. вручила работнику (для него эта организация – место основной работы), выходящему на пенсию, в качестве подарка продукцию собственного производства – мотоблок.
1. Является ли этот подарок объектом обложения подоходным налогом?
Да, является.
Бухгалтер при определении налоговой базы подоходного налога должен учитывать все доходы плательщика, полученные им в денежной и натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
К последним относятся товары, полученные плательщиком на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
Таким образом, стоимость мотоблока, полученного работником в подарок, является доходом, полученным им в натуральной форме, и подлежит обложению подоходным налогом.
2. Исходя из какой стоимости товара следует исчислить подоходный налог?
Производитель при безвозмездной передаче своей продукции может определить налоговую базу исходя из цен (тарифов), сформированных им для реализации таких товаров покупателям с учетом НДС.
Обоснуем наш ответ, исходя из норм ст. 157 НК.
Так, при получении плательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества от организаций и индивидуальных предпринимателей сумма дохода для расчета налоговой базы определяется:
1) как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов).
Справочно: под регулируемой ценой (тарифом) понимается цена (тариф), устанавливаемая субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (абз. 7 ст. 3 Закона № 255-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон № 255-З).
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются:
– на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, услуги, оказываемые (предоставляемые) субъектами естественных монополий, относящиеся к сферам естественных монополий;
– на отдельные товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ст. 7 Закона № 255-З).
Перечень таких товаров определен Указом № 72 и содержится в приложении 1 к нему;
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).
2) при отсутствии регулируемых цен (тарифов) – как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, определенная на дату начисления плательщику дохода, но в размере не менее стоимости имущества, определенной в соответствии с частью второй п. 1 ст. 157 НК (часть первая п. 1 ст. 157 НК).
Часть вторая п. 1 ст. 157 НК предусматривает, что при получении плательщиком дохода от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в натуральной форме налоговая база подоходного налога в отношении иного имущества (не является имуществом, перечисленным в абз. 2–6 части второй п. 1 ст. 157 НК) определяется по цене (тарифу) на идентичное имущество на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете).
Справочно: к имуществу, перечисленному в абз. 2–6 части второй п. 1 ст. 157 НК, относятся капитальные строения (здания, сооружения), машино-места, акции, доли в уставных фондах организаций, паи в производственных и потребительских кооперативах, предприятия как имущественные комплексы, земельные участки.
При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество, работы, услуги, налоговая база определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе). При определении цен (тарифов) на идентичные имущество, работы, услуги принимаются во внимание сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок.
Справочно: при получении доходов в натуральной форме дату фактического получения дохода определяют как день передачи плательщику таких доходов (подп. 1.3 п. 1 ст. 172 НК).
В рассматриваемой ситуации регулируемые цены (тарифы) в отношении мотоблока не применяются, и он относится к иному имуществу. Следовательно, при его безвозмездной передаче налоговая база может быть определена производителем исходя из цен, сформированных им для реализации таких товаров покупателям с учетом НДС.
3. Может ли организация применить в отношении подарка льготу, определенную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК?
Может – при соблюдении определенных условий.
В приведенной ситуации данная льгота может быть применена, если доход в виде подарка:
1) не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей;
2) получен от организации, являющейся местом основной работы;
3) не превышает в течение налогового периода 1 847 руб. – при условии, что указанный размер льготы не был использован в отношении данного работника в 2018 г. на другие цели (абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, приложение 9 к Указу № 29).
В нашем случае подарок вручен как память о коллективе (о месте работы), из которого работник уходит на пенсию по возрасту. То есть полученный работником по месту основной работы доход не является вознаграждением за выполнение им трудовых или иных обязанностей.
Следовательно, организация может освободить полученный работником доход от подоходного налога, если размер льготы не был использован в отношении данного работника в 2018 г. на другие цели |*|.
Документы:
1 Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);
2 Указ Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29);
3 Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).