С 24 октября 2016 г.* определение занятости распространено не только на граждан Республики Беларусь, но и на иностранных граждан |*| и лиц без гражданства:
__________________
* С 24 октября 2016 г. вступили в силу основные изменения в Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон), внесенные Законом Республики Беларусь от 18.06.2016 № 409-З.
– постоянно проживающих в Республике Беларусь;
– которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь.
Теперь Закон в части трудоустройства распространяется и на эти категории лиц.
Оплачиваемые работы могут выполняться не только по трудовым, но и гражданско-правовым договорам. В последнем случае речь идет о гражданах в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленных (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы к нанимателям, финансируемым из средств бюджетов, и т.п.
«Работники, находящиеся под угрозой увольнения» – новый термин
Новым является термин «работники, находящиеся под угрозой увольнения». Это работники:
– подлежащие увольнению в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников;
– работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя;
– находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника.
В отношении их органы по труду, занятости и социальной защите теперь могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Отказаться от предлагаемой работы станет непросто
Критерии «подходящей работы» снижены. Теперь, чтобы безработный мог на законных основаниях отказаться от работы, предлагаемый заработок должен быть на 30 % (а не 10 %) и более ниже среднего заработка, исчисленного ему за 2 последних календарных месяца по последнему месту работы (службы).
Определены обязанности безработного
Закон о занятости дополнен не только правами, но и обязанностями безработного. Впрочем, они де-факто существовали и ранее, просто не позиционировались отдельно от прав.
Так, безработный обязан:
– самостоятельно заниматься поиском работы и информировать в течение 2 рабочих дней о результатах орган по труду, занятости и социальной защите (центр занятости);
– являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже 1 раза в месяц в установленный день;
– явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение 2 рабочих дней (ранее – 3 дней) со дня выдачи направления на работу и др.
Затраты на обучение будут компенсированы
Государство гарантирует (ст. 10 Закона) компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в другую местность, но не на работу. Возможно, это объясняется тем, что компенсации в связи с переездом на работу в другую местность должен по трудовому законодательству выплачивать наниматель (ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК)). Впрочем государство не отказывается от помощи данной категории лиц, но впредь предусматривая договорную основу (т.е. со взаимными обязательствами).
В настоящее время действуют Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.06.1996 № 51, и форма Типового договора о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы. Безработным, заключившим договор о переселении, выплачиваются денежные средства в размере 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
Кому государство предоставляет первое рабочее место?
Уточнен перечень лиц, которым государство гарантирует предоставление первого рабочего места (выпускники государственных вузов и т.п.). Новая ст. 18-1 Закона обеспечивает им содействие в приобретении опыта практической работы.
Какая деятельность по трудоустройству является лицензируемой
Ранее к лицензируемой деятельности по трудоустройству относилось трудоустройство за пределами Республики Беларусь (лицензирующий орган – МВД). Теперь из Закона о занятости данный вид деятельности исключен, хотя он остался в перечне лицензируемых видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместо этого Закон дополнен «деятельностью агентств по трудоустройству», но уже не в качестве лицензируемой, а при условии включения их в Реестр агентств по трудоустройству. Подробнее порядок их деятельности должно определить Правительство, поскольку ст. 15 Закона, в которой такой порядок оговорен, вступит в силу с 1 января 2017 г.
Подготовка, повышение квалификации: есть изменения
Претерпели изменения отдельные статьи Закона о занятости, касающиеся профессиональной ориентации, (пере-)подготовки, повышения квалификации, обучающих курсов. Речь идет о стандартизации терминологии в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Появились и новые нормы:
а) граждане, осуществляющие уход за ребенком до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, т.е. получающих пособия), могут быть направлены на обучение на условиях, определенных для безработных. Например, это могут быть ранее не трудоустроенные матери;
б) наниматели полностью возмещают органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников и не проходивших по последнему месту работы в течение 5 лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации. Исключение – лица, занятые на неквалифицированных работах, а также лица, достигшие возраста 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины). Раньше этот возраст составлял 45 и 50 лет соответственно.
Размеры стипендий пересмотрены
Размер стипендии, выплачиваемой во время обучения, пересмотрен.
Ранее основной размер (при отсутствии льгот) составлял 50 %, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет – 75 % средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее 1,5 минимального пособия по безработице для данного безработного и не более 3 базовых величин (БВ).
Теперь размер стипендии колеблется от 1–3 БВ до 1,5 пособия по безработице, с возможностью некоторого увеличения для льготных категорий.
Критерии массового высвобождения работников
Уточнена норма ст. 21 Закона об обязанности нанимателя сообщать в органы по труду и занятости о возможном массовом высвобождении за 3 месяца, и о фактическом – за 2 месяца*.
____________________
* Согласно части третьей ст. 43 ТК работник должен быть предупрежден об увольнении в связи с сокращением численности или штата и т.п. за 2 месяца.
К критериям массового высвобождения работников относятся ликвидация организации со списочной численностью работников 25 человек и более и некоторые другие случаи (постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников»).
Предупредить органы по труду и занятости о наличии вакансий нужно не позже 5 дней
С 14 до 5 рабочих дней сокращен срок предупреждения нанимателя органов по труду и занятости о наличии вакансий.
Несоблюдение этого требования может повлечь административную ответственность нанимателя в виде штрафа от 5 до 20 БВ по ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
О заполнении соответствующих вакансий уведомление должно быть послано в тот же день.
Изменения в выплате пособий
Размеры пособия по безработице |*| пересмотрены. Теперь в зависимости от предшествующего стажа работы они составляют от 0,7 до 2 БВ. Ранее нижняя граница могла составлять 0,5 БВ, верхняя – не изменилась. Как и ранее, срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного.
Пересмотрены основания отказа в выплате пособия. В числе новых:
– увольнение по дискредитирующим обстоятельствам;
– потеря (отсутствие) дохода в результате совершения противоправных действий и т.п.
Лишение пособия возможно, если безработный без уважительной причины не появился в органах занятости в течение 2 месяцев (ранее – 3 месяца). Снова зарегистрироваться в качестве безработного можно только через 12 месяцев.
Быть безработным сейчас можно только 18 месяцев (вместо 36 месяцев) со дня регистрации.
Прийти на переговоры к нанимателю о трудоустройстве теперь необходимо в течение 2, а не 3 рабочих дней. В противном случае размер пособия уменьшится на 50 % (а не 25 %, как ранее).
Одновременно законами Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год» и № 430-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2017 год» приостановлено действие отдельных норм Закона. Речь идет о финансировании целого ряда расходов за счет Государственного фонда содействия занятости. Cтатья 17 «Государственный фонд содействия занятости» Закона о соответствующем целевом бюджетном фонде приостанавливается каждый год уже на протяжении 10 лет.