Организация заключила с работником договор об использовании его личного автомобиля в служебных целях. Работник получает согласно договору соответствующую компенсацию в денежной форме.
Какие документы являются основанием для включения суммы компенсации в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
В п. 1 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Следовательно, для включения в затраты должно быть документальное обоснование связи понесенных затрат с производством и (или) реализацией. Долгое время такими документами являлись путевые листы. Однако с 26 февраля 2018 г. согласно подп. 4.5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.02.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» путевые листы обязательными не являются. При этом для учета транспортной работы, топлива, а также обоснования производственного характера использования автомобиля необходимо применять документ, который может быть утвержден организацией самостоятельно по удобной форме и с предусматривающим специфику организации порядком оформления. При этом информативность такого документа должна быть схожа с той, которая ранее была в путевых листах. В связи с этим организации могут и далее применять путевые листы, если это их устраивает.
Таким образом, с целью обоснования производственного характера использования автомобиля организация применяет самостоятельно разработанные формы документации.
Обращаем внимание, что согласно подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, относится к прочим нормируемым затратам |*|. Их нормирование производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК: совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом НДС.
* Проблемные расходы, изменения в перечне нормируемых затрат при расчете налога на прибыль
Организация «А» заключила договор на оказание юридических услуг с организацией «Б». Один из белорусских учредителей организации «А» является учредителем организации «Б». Его доля в уставном фонде организации «Б» – 18 %.
С учетом приведенного обстоятельства являются ли такие услуги экономически обоснованными для организации «А» затратами? Имеет ли право организация учесть их в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Экономически обоснованными затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев (п. 4 ст. 169 НК):
1) фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
2) работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к трудовым обязанностям такого лица;
3) работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если выполнение таких работ, оказание таких услуг относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях. Данные положения не подлежат применению при выполнении работ, оказании услуг плательщику организацией в случае, если такие плательщик и организация являются участниками одного холдинга.
Третье основание признания затрат экономически не обоснованными предусматривает, что услуги должны быть оказаны организацией, которая является непосредственно учредителем.
В приведенной ситуации услуга оказана не учредителем организации, а лицом, состоящим во взаимосвязи с учредителем организации. Поэтому основания для признания таких расходов экономически не обоснованными по критерию учредительства отсутствуют.
Также отсутствуют основания для нормирования указанных затрат по принципу «тонкой капитализации» (ст. 172 НК), поскольку доля учредителя составляет менее 20 %, а юридические услуги (кроме консультационных) не входят в перечень подлежащих нормированию затрат (подп. 2.3 п. 2 ст. 172 НК).
Создана новая организация. Учредители планируют управленческие функции в ней передать сторонней организации, применяющей УСН.
1. Может ли новая организация учесть в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы сторонней организации по выполнению ей управленческих функций?
Может, но в определенных размерах. Ведь расходы на управленческие услуги, оказываемые индивидуальными предпринимателями и организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль относятся к нормируемым затратам. Они учитываются при исчислении налога на прибыль |*| в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 171 НК).
2. Как определить предельный размер расходов сторонней организации по выполнению управленческих функций, который можно включить в состав затрат?
Порядок определения соотношения заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее – постановление № 597).
Так, коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом (далее – коэффициент) не может превышать 8. Это правило не распространяется на бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).
Таким образом, если организацией получены управленческие услуги, относящиеся к нормируемым, то общая стоимость таких услуг, включенная в учитываемые при исчислении налога на прибыль затраты, не может превышать 8-кратную величину средней заработной платы по организации.
Для определения средней заработной платы по организации необходимо фактически начисленную в организации заработную плату разделить на среднесписочную численность работников.
Ряд выплат для указанного расчета не включается в фонд заработной платы руководителя. Эти выплаты указаны в подп. 2.2 п. 2 постановления № 597. Отметим, что в общем фонде заработной платы не учитывается и заработная плата самого руководителя (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).
Обращаем внимание, что с 19 февраля 2020 г. среднесписочную численность работников необходимо определять в порядке, изложенном в Указаниях по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Белстата от 20.01.2020 № 1. До указанной даты следовало пользоваться аналогичными указаниями, утвержденными постановлением Минстата Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92, так как постановление № 597 этот порядок не устанавливает.
Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 2 постановления № 597).
Пример
Расчет предельного размера управленческих услуг
По итогам расчета за 6 месяцев 2020 г. средняя заработная плата по организации составила 1 150 руб. В июне общая сумма полученных управленческих услуг, относящихся к нормируемым |*|, может быть включена в учитываемые при налогообложении затраты в сумме, не превышающей 9 200 руб. (1 150 × 8).
Также отметим, что к управленческим услугам в целях налогового учета относятся услуги по управлению организацией (или ее подразделениями, или направлениями деятельности этой организации), осуществлению организационно-распорядительных, контрольных функций в отношении производства, технологического и (или) иного процессов, рисков, имущества, закупок, сбыта (подп. 2.29 п. 2 ст. 13 НК).