Изменения и дополнения коснулись следующих моментов.
1. Определен порядок исчисления объекта для начисления страховых взносов для глав крестьянских (фермерских) хозяйств и руководителей организаций – единственных собственников их имущества. Объектом для начисления страховых взносов является определяемый указанными лицами доход (с учетом того, что такие граждане выполняют свои трудовые функции без заключения с ними трудового или гражданско-правового договора, что не предполагает начисления в их пользу страхователем каких-либо выплат).
Отметим, что руководители организаций – единственные собственники их имущества до 1 июля 2014 г. не подлежали обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы за них не уплачивались.
2. Перечень страхователей, которые имеют право на льготу по уплате страхового взноса, приведен в соответствие с частью первой п. 273 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (в редакции Указа от 14.04.2014 № 165) (далее – Положение о страховой деятельности).
Так, Перечень страхователей-льготников дополнен детскими деревнями (городками). Однако из него исключены (т.е. не имеют право на льготу):
– бюджетные организации (поскольку для них установлен отдельный страховой тариф – 0,1 %, в то время как для остальных – 0,6 %);
– производители сельхозпродукции (поскольку для них предусмотрены иные меры государственной поддержки).
Изменена дата, с которой действует льгота. Так, льгота к страховому тарифу предоставляется с 1-го числа месяца, следующего за днем представления всех документов, необходимых для получения льготы. До 1 июля 2014 г. льгота предоставлялась с даты письменного обращения страхователя к страховщику со всеми необходимыми документами.
3. Конкретизировано, что страховые взносы уплачиваются в белорусских рублях. Данное уточнение обусловлено необходимостью закрепить отсутствие в валютном законодательстве возможности уплачивать страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в иностранной валюте и разрешить тем самым вопросы, которые ставятся многими страхователями, желающими уплачивать страховые взносы только в иностранной валюте.
4. Увеличена минимальная сумма дохода застрахованного лица, с которой подлежат начислению страховые взносы.
Установлено, что сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени.
До 1 июля 2014 г. в качестве такой минимальной суммы выступала минимальная заработная плата в Республике Беларусь.
Повышение минимального размера объекта для начисления страховых взносов до 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь обусловлено необходимостью учесть тот факт, что показатель минимальной заработной платы действует только в сфере трудовых отношений, в то время как обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит более широкий состав застрахованных лиц, включающий в себя не только граждан, работающих по трудовым договорам. Действующий с 1 июля 2014 г. минимальный размер страховых взносов в полной мере согласуется с минимальным размером заработка застрахованного лица, исходя из которого ему назначаются страховые выплаты, предусмотренным п. 278 Положения о страховой деятельности (учитываемый при исчислении ежемесячных страховых выплат заработок потерпевшего не может быть ниже 60 % средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь).
Важно! Отметим, что при определении размера страховых взносов применяется не средняя заработная плата работников (как при начислении обязательных страховых взносов по государственному социальному страхованию), а средняя заработная плата рабочих и служащих в Республике Беларусь.
Указанный минимальный размер объекта для начисления страховых взносов применяется в отношении каждого застрахованного. При этом если застрахованный работает у страхователя по нескольким договорам, то этот минимальный размер применяется по каждому договору (пропорционально отработанному времени).
Пример. Порядок определения суммы страхового взноса
Застрахованный работает у страхователя по основной работе полный рабочий день и на условиях внутреннего совместительства на 0,5 ставки (половину нормальной продолжительности рабочего времени).
Заработная плата за июль 2014 г. составила:
– по основной работе – 3 млн. руб.;
– на условиях совместительства – 2 млн. руб.
Страховой тариф, установленный страхователю, – 0,6 %.
Предположим, что средняя заработная плата рабочих и служащих в Республике Беларусь за июнь 2014 г. (месяц, предшествующий месяцу начисления страховых взносов) равна 6 200 000 руб.
Минимальный размер объекта для начисления страховых взносов составит:
– по основной работе (на условиях полного рабочего времени) – 3 720 000 руб. (6 200 000 × 60 / 100), т.е. выше размера начисленного заработка застрахованного;
– на условиях совместительства (неполное рабочее время (1/2 от полного)) – 1 860 000 руб. (6 200 000 × 60 / 100 / 2), т.е. ниже размера начисленного заработка застрахованного.
Таким образом, подлежит уплате страховой взнос за застрахованного в сумме 34 320 руб., в т.ч.:
– по основной работе – 22 320 руб. (3 720 000 × 0,6 / 100);
– на условиях совместительства – 12 000 руб. (2 000 000 × 0,6 / 100).
Д-т 20 и др. – К-т 76-2 – 34 320 руб.
– начислены страховые взносы;
Д-т 76-2 – К-т 51 – 34 320 руб.
– уплачены страховые взносы страхователем*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Условие об обязательной уплате минимальной суммы страховых взносов не применяется:
а) в случае отсутствия объекта для начисления страховых взносов (т.е. когда в пользу застрахованного лица не начислялись никакие доходы, с которых согласно законодательству исчисляются страховые взносы);
б) при исчислении страховых взносов с выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц:
– выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
– находящихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;
– работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях);
– являющихся в соответствии со ст. 30 Кодекса РБ об образовании обучающимися и привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, являющихся клиническими ординаторами.
Доначисленные с разницы между минимальным размером объекта страхования и фактическим размером объекта страхования суммы страховых взносов отражаются в государственной статистической отчетности перед Белгосстрахом по строке "Доначислено самостоятельно страхователем страховых взносов".
Если предположить, что страхователь представляет отчетность по одному застрахованному в приведенном выше примере, то по строке "Доначислено самостоятельно страхователем страховых взносов" отражают сумму страховых взносов 4 320 руб. (22 320 руб. – 18 000 руб., где 18 000 = 3 000 000 × 0,6 /100), а по строке "Начислено страховых взносов – всего" – 30 000 руб. (18 000 + 12 000).
5. Определено, что начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов страхователями, финансируемыми из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы через территориальные органы, производят со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты застрахованным лицам. Это позволит избежать начисления пеней в случае задержек финансирования из бюджета.
6. Установлено, что в случае выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем и доплат до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу, страхователь обязан представить обособленному подразделению страховщика в подтверждение выплаченных им пособий и доплат в срок, предусмотренный в абз. 19 п. 323 Положения о страховой деятельности (3 рабочих дня со дня представления отчетности), документы, содержащие сведения об осуществленных пособиях и доплатах, по формам, установленным Белгосстрахом. Это позволит избавить страхователя от необходимости представления вместе с отчетностью копий листков временной нетрудоспособности, приказов о переводе, актов о несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании и других документов.
Соответствующие формы документов будут утверждены страховщиком, т.е. Белгосстрахом.
7. Изменения, внесенные в п. 15 Положения о порядке уплаты взносов, предусматривают пересмотр механизма осуществления дотаций страхователям на страховые выплаты. Действовавшая до 1 июля 2014 г. редакция этого пункта предполагала лишь возмещение уже понесенных страхователем расходов на страховые выплаты, в то время как многие страхователи сталкиваются с объективными трудностями в обеспечении должных источников финансирования выплачиваемых пособий и доплат в случае нехватки для этого начисленных страховых взносов. Например, бюджетные организации при нехватке страховых взносов вынуждены истребовать дополнительное бюджетное финансирование, средства которого впоследствии все равно будут компенсированы страховщиком. Страхователи, финансируемые за счет членских взносов (например, общественные объединения), или с незначительным размером начисляемых страховых взносов и вовсе могут столкнуться с отсутствием необходимого объема денежных средств для выплаты пособий и доплат. В связи с этим предусмотрен механизм финансирования выплачиваемых пособий и доплат со стороны страховщика без задействования для этого свободных денежных средств страхователя.
Соответствующий порядок осуществления дотаций на страховые выплаты будет приведен Белгосстрахом в соответствие с указанным нововведением.
8. Пунктом 17 Положения о порядке уплаты взносов конкретизируется дата исполнения страхователем обязательства по уплате страховых взносов и иных платежей с учетом современных средств осуществления платежей. Аналогичная норма действует в отношениях в области государственного социального страхования.
9. Пункт 18 Положения о порядке уплаты взносов уточняется возможностью зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Кроме того, установлено, что суммы страховых взносов, поступившие страховщику от страхователя, не имеющего обязательства по их уплате, подлежат возврату страхователю в течение 5 рабочих дней со дня установления (выявления) страховщиком фактов, подтверждающих отсутствие такого обязательства. Аналогичный порядок установлен по уплате страховых взносов по государственному социальному страхованию.