Вопрос из практики бухгалтерского учета
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 утверждены Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее – Правила № 297).
Генподрядчик обязан передать заказчику проектную документацию, согласованную в установленном порядке и прошедшую государственную экспертизу (п. 29 Правил № 297). При этом порядок отражения расходов на проведение государственной экспертизы и предъявления данных расходов к возмещению заказчику в бухгалтерском учете у подрядной организации был описан в письме Минстройархитектуры Республики Беларусь от 24.06.2009 № 02-3-06/3143 "О разъяснении" (далее – письмо № 02-3-06/3143), которое было отменено письмом данного ведомства от 23.01.2015 № 11-1-34/48 "Об отмене письма".
С какого периода работы по экспертизе объектов не признаются в качестве субподрядных работ и в бухгалтерском учете отражаются как услуги сторонней организации?
История одного вопроса, или Как важно вовремя учесть изменения нормативных актов
Письмом № 02-3-06/3143 было разъяснено, что в бухгалтерском учете проектной организации хозяйственные операции по оплате услуг экспертизы и получению от заказчика возмещения понесенных расходов отражаются следующими записями:
Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – К-т 51 "Расчетный счет"
– произведена оплата услуг органов государственной экспертизы;
Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
– стоимость услуг органов государственной экспертизы (с НДС) предъявлена к возмещению заказчику.
Как уже указывалось выше, письмом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 23.01.2015 № 11-1-34/48 "Об отмене письма" письмо № 02-3-06/3143 было признано утратившим силу в связи со вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 "Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством" и с принятием Методических рекомендаций о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы, утвержденных постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 09.11.2012 № 33.
Справочно: Методические рекомендации о порядке заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и расчетов за выполненные работы, утвержденные постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 09.11.2012 № 33 (не были зарегистрированы в НРПА), утратили силу в связи с принятием постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 21.05.2014 № 31.
Письмо № 02-3-06/3143 было принято в период действия Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее – Положение № 1476). В то время в п. 21 Положения № 1476 было предусмотрено следующее: "органы государственной экспертизы и разработчики градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство заключают договоры. Условия договоров определяются органами государственной экспертизы и разработчиками градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство в порядке и пределах, предусмотренных законодательством".
Письмом № 02-3-06/3143 в рамках старой редакции Положения № 1476 было разъяснено: "с целью возмещения затрат проектной организации на оплату услуг органов государственной экспертизы между проектной организацией и организацией-заказчиком может быть заключен отдельный договор или дополнительное соглашение к договору на проектирование, по условиям которого проектная организация по поручению заказчика обязана заключить договор с органами государственной экспертизы и передать на экспертизу проектно-сметную документацию, а также обеспечить получение заключения органов экспертизы по разработанному проектировщиком проекту".
Чем следует руководствоваться в настоящее время
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" (вступило в силу с 9 июня 2011 г.) Положение № 1476 было изложено в новой редакции. Порядок проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации согласно новой редакции Положения № 1476 (который применяется до настоящего времени), по сути, привел требования Положения № 1476 в соответствие с нормами ст. 715 и 717 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с исходными данными на проектирование и договором, в т.ч. согласовывать готовую проектно-сметную документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными органами и органами местного управления и самоуправления, а заказчик обязан участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой проектно-сметной документации с соответствующими государственными органами и органами местного управления и самоуправления.
Основное изменение Положения № 1476 (в редакции от 09.06.2011) заключается в том, что была исключена норма, предусматривающая, что договор на проведение государственной экспертизы должен был быть заключен именно разработчиками градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство.
Таким образом, возможность заключения прямого договора на проведение государственной экспертизы согласно Положению № 1476 появилась и у заказчика. Хотя следует отметить, что в настоящее время в подавляющем количестве случаев обязанности по проведению государственной экспертизы по-прежнему возлагаются на разработчика проектно-сметной документации с последующим возмещением понесенных расходов заказчиком.
Услуги посредника (комиссионера) стали услугами сторонней организации
На основании вышеизложенного услуги проектной организации, связанные с прохождением государственной экспертизы проектной либо сметной документации, "трансформировались" из услуг посредника (комиссионера) (как они ранее рассматривались) в обычные услуги сторонней организации |*|.
* Информация об имевших место изменениях в 2015 г. по исчислению НДС с проектных работ, выполненных с участием субподрядчиков, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Отметим также, что расходы по оплате счетов согласующих организаций по обязательному осуществлению действий по согласованию, экспертизе документации и (или) других действий предъявляются заказчику дополнительно к цене проектных работ, определенной по базовым ценам или по трудозатратам (подп. 8.2.1.6 п. 8 Методических рекомендаций о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденных постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 21.03.2012 № 11, действовавших до 1 января 2013 г.).
Какой-либо специальный нормативный правовой акт, который бы определял порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по проведению государственной экспертизы проектной и (или) сметной документации и предъявления их к возмещению заказчику, отсутствует. В связи с этим проектировщику при отражении в регистрах бухгалтерского учета рассматриваемых хозяйственных операций следует руководствоваться общими нормами законодательства, в первую очередь, Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Так, на основании п. 3 Инструкции № 102 не признаются доходами организации поступления от других лиц:
– налогов, сборов (пошлин);
– по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам в пользу комитента, доверителя и т.п.;
– в порядке авансов, предварительной оплаты продукции, товаров и других активов, работ, услуг;
– в счет задатка;
– в счет залога;
– активов, в т.ч. денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в т.ч. получаемых в качестве погашения ранее предоставленных кредитов, займов;
– по договорам долевого строительства;
– в качестве вкладов в уставный фонд организации, вкладов участников договора о совместной деятельности.
С учетом вышеизложенного расходы на проведение государственной экспертизы, которые возмещаются заказчиком подрядчику в рамках договора на разработку проектной и (или) сметной документации, в настоящее время не рассматриваются как расходы, возмещаемые в рамках договора комиссии (поручения либо иного вида посреднического договора). Они являются оплатой проектировщику за принятые на себя обязательства по договору подряда, одной из обязанностей по которому является прохождение проектировщиком государственной экспертизы.
Вывод
С учетом требований законодательства расходы по проведению государственной экспертизы в бухгалтерском учете подрядчика (проектировщика) следует отражать как затраты (на затратных счетах бухгалтерского учета как услуги сторонних организаций), а причитающуюся от заказчика сумму возмещения отражать на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" с 9 июня 2011 г.
Обратите внимание, что в подп. 2.12 п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь данные расходы также не указаны в качестве возмещаемых расходов для целей обложения НДС, т.е. сумма возмещения данных расходов включается у проектной организации в налоговую базу по НДС |*|.
* Информация о том, как правильно вычесть НДС при субподряде, доступна для всех читателей GB.BY