<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
В связи с обращениями организаций по вопросам, связанным с порядком исчисления земельного налога за 2010–2015 гг. за земельные участки, предоставленные организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, Государственный комитет по имуществу и Министерство по налогам и сборам разъясняют следующее.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 384 «О кадастровой стоимости земель лесного фонда» (далее – постановление № 384). В соответствии с этим приложением кадастровая стоимость земель лесного фонда дифференцируется по видам земель лесного фонда, типам леса, группам и категориям защитности лесов.
Частью второй пункта 1 постановления № 384 установлено, что кадастровая стоимость земель лесного фонда применяется при установлении платы за земельные участки, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), в иных случаях, предусмотренных законодательством.
На основании изложенного при определении налоговой базы – кадастровой стоимости за земельные участки, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), вне зависимости от категории земель, в которую переведены указанные земельные участки, следует руководствоваться постановлением № 384.
С 1 января 2010 г. нормами статьи 195 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем исчисление земельного налога исходя из налоговой базы – кадастровой стоимости, установленной в приложении к постановлению № 384, необходимо было производить с указанной даты, т.е. с 01.01.2010.
Приведенная норма применяется в отношении любых земельных участков, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов, вне зависимости от даты их представления. В случае если самостоятельно не представляется возможным определить, для каких целей выделен земельный участок из земель лесного фонда, информацию о том, какие конкретно земельные участки, предоставленные из земель лесного фонда, предназначены для строительства и обслуживания линейных объектов, возможно получить в местных исполнительных комитетах.
Постановлением № 384 предусмотрено, что кадастровая стоимость земель лесного фонда определяется в зависимости от групп лесов, особой защитности участков лесов с ограниченным режимом лесопользования и типов леса с применением коэффициента, учитывающего уровень инфляции по отношению к предыдущему году (официально опубликованного Национальным статистическим комитетом).
Кадастровая стоимость земель лесного фонда установлена в приложении к постановлению и ее размер приведен в нижеследующей таблице.
Таким образом, для правильного исчисления земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организациям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (далее – земельные участки для линейных объектов), требуется определить кадастровую стоимость земельных участков, проиндексировать ее по состоянию на определенный год и применить правильную ставку земельного налога.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов, расположенных в пределах одной административно-территориальной единицы, необходима следующая информация:
1. общая площадь земельных участков для линейных объектов в разрезе типов леса, групп леса и категорий защитности леса.
Получить сведения о типах лесов и площади земельных участков для линейных объектов, занятых соответствующими типами лесов, возможно на безвозмездной основе при обращении в местные исполнительные комитеты.
Такая информация содержится в ведомости определения потерь лесохозяйственного производства (далее – ведомость), которая входит в состав хранящейся в местных исполнительных комитетах земельнокадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда.
Информация предоставляется местным исполнительным комитетом по следующей форме:
В приведенной таблице в ячейках, расположенных на пересечении граф и строк, указывается общая площадь земель лесного фонда, из которых изымались земельные участки для строительства и обслуживания линейных объектов, занятая на момент изъятия лесом соответствующего типа, группы и защитности.
Вне зависимости от количества предоставленных земельных участков для линейных объектов информация о площадях земельных участков по типу, группе и защитности леса будет предоставляться укрупненно без разбивки на соответствующие участки в пределах одного земельного участка.
Например, если в пределах одной административно-территориальной единицы выделено 3 земельных участка для линейных объектов (1 участок – 1 га, 2 участок – 2 га, 3 участок – 3 га) и в пределах любого из них имеются различные типы леса (1 участок – вересковый и крапивный, 2 участок – крапивный и орляковый, 3 участок – вересковый и орляковый), то информация о площади, занятой каждым из типов леса, будет представлена обобщенно по всем земельным участкам, а не отдельно по каждому (земельный участок, занятый вересковым лесом – 1,8 га, крапивным – 1,9 га, орляковым – 2,3 га).
Следует отметить, если копия земельно-кадастровой документации, подготавливаемой при предоставлении земельных участков для строительства и обслуживания линейных сооружений из земель лесного фонда, хранится у организации, то сведения из ведомости, необходимые для определения кадастровой стоимости, возможно извлекать самостоятельно без обращения в местные исполнительные комитеты. Кроме того, сведения, полученные путем проведения на условиях договорных отношений с организациями по землеустройству специальных камеральных работ по вычислению и уравниванию площадей типов лесов в составе каждого зарегистрированного (предоставленного) земельного участка, также могут быть использованы для определения кадастровой стоимости земельных участков для линейных объектов;
2. коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году.
Для того чтобы проиндексировать кадастровую стоимость, установленную постановлением, до размеров, актуальных для 2010–2015 гг., необходимо эту кадастровую стоимость последовательно умножить на коэффициенты, учитывающие уровень инфляции по отношению к предыдущему году за период с 2009 по 2014 годы, которые официально публикует Национальный статистический комитет.
Справочно:
1,130, 1,078, 1,532, 1,592, 1,183, 1,181, – официально опубликованные Национальным статистическим комитетом индексы потребительских цен, соответственно за 2009 год к 2008 году, 2010 год к 2009 году, 2011 год к 2010 году, 2012 год к 2011 году, 2013 год к 2012 году, 2014 год к 2013 году.
При внесении изменений в постановление в 2008 году, коэффициент, учитывающий уровень инфляции в 2008 году, не вносился (по согласованию с Правительством Республики Беларусь).
Таким образом, для актуализации кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной постановлением, до уровня 2010 года эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,130;
до уровня 2011 года, эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,218 (1,130 × 1,078);
до уровня 2012 года, эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 1,866 (1,130 × 1,078 × 1,532);
до уровня 2013 года, эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 2,971 (1,130 × 1,078 × 1,532 × 1,592);
до уровня 2014 года, эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 3,515 (1,130 × 1,078 × 1,532 × 1,592 × 1,183);
до уровня 2015 года, эту кадастровую стоимость следует умножить на коэффициент 4,151 (1,130 × 1,078 × 1,532 × 1,592 × 1,183 × 1,181).
Применяя вышеописанный порядок действий, возможно определить за любой налоговый период кадастровую стоимость для расчета земельного налога в отношении земельных участков для линейных объектов.
Земельные участки для линейных объектов по функциональному использованию относятся к производственной зоне. При кадастровой стоимости таких земельных участков 109 000 000 руб. (неденоминированных) за гектар и выше применяется ставка земельного налога в размере 1,1 % от кадастровой стоимости земельного участка. В случае если кадастровая стоимость составляет менее 109 000 000 руб. (неденоминированных), ставка земельного налога установлена в фиксированной сумме и с 1 сентября 2010 г. по 2015 г. составляла 1 200 000 руб. (неденоминированных). До 1 сентября 2010 г. ставку земельного налога следует определять в соответствии с приложением 5 к НК, в редакции НК от 29 декабря 2009 г., т. е. в размере 12 %.
В отношении земельных участков для линейных объектов расчет кадастровой стоимости в пересчете на 1 га для определения вида ставки земельного налога, подлежащего применению, следует производить в среднем по всем земельным участкам для линейных объектов в пределах территории одной административно-территориальной единицы.
Исключение составляют только те случаи, когда у организации имеются сведения, позволяющие рассчитать кадастровую стоимость отдельно по каждому земельному участку для линейных объектов (например, при выполнении соответствующих работ организациями по землеустройству). В такой ситуации кадастровая стоимость в пересчете на 1 га для определения вида ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога, определяется отдельно по каждому земельному участку.
В отношении предоставления налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций (далее – налоговая декларация (расчет)) обращаем внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 НК налоговая декларация (расчет) по налогу с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения, а именно:
за 2010 год форма налоговой декларации (расчета) утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 87 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений»;
за 2011–2014 гг. форма налоговой декларации (расчета) утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)»;
за 2015 г. форма налоговой декларации (расчета) утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы».
Часть I вышеуказанных форм налоговых деклараций (расчетов) заполняется в следующем порядке:
– по земельным участкам для линейных объектов при применении фиксированной ставки земельного налога в белорусских рублях за 1 га;
– по земельным участкам для линейных объектов, в отношении которых у организации имеется информация, позволяющая точно рассчитать индивидуальную кадастровую стоимость конкретных земельных участков, при применении ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости.
Расчет земельного налога в части I налоговой декларации (расчета) по земельным участкам для линейных объектов, по которым кадастровая стоимость определяется не индивидуально по каждому, а суммарно по всем вместе земельным участкам, расположенным в пределах одной территориальной единицы, производится в одной строке налоговой декларации (расчета) без разбивки на отдельные земельные участки, при этом:
– в графе «номер и дата документа, подтверждающего право собственности, постоянного или временного пользования на земельный участок, или номер и дата решения уполномоченного государственного органа» перечисляются номера и даты документов, подтверждающих право собственности, постоянного или временного пользования на земельный участок, или номера и даты решений уполномоченного государственного органа по всем земельным участкам для линейных объектов, учтенные при определении кадастровой стоимости;
– в графе «кадастровый номер земельного участка» перечисляются кадастровые номера (при их наличии) всех земельных участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;
– в графе «площадь земельного участка, подлежащая налогообложению» указывается общая площадь всех земельных участков для линейных объектов, учтенных при определении кадастровой стоимости;
– в графе «кадастровая стоимость за 1 кв. м земельного участка» отражается кадастровая стоимость за 1 м2 земельного участка (земельных участков), которая рассчитывается в среднем, исходя из суммарной кадастровой стоимости по всем земельным участкам для линейных объектов, принятым в ее расчет, и общей площади этих земельных участков, переведенной в м2;
– остальные графы заполняются или рассчитываются в порядке, предусмотренном вышепоименованными постановлениями.
Учитывая, что для ряда субъектов хозяйствования суммы земельного налога, подлежащие доплате в местные бюджеты в связи с выполнением перерасчетов за 2010–2015 гг., являются довольно значительными и могут привести к ухудшению финансово-экономического состояния этих субъектов, рекомендуем организациям, у которых единовременная выплата образовавшейся задолженности по земельному налогу может повлечь ухудшение их финансового состояния и возможную экономическую несостоятельность (банкротство), обращаться в соответствующие местные органы власти для рассмотрения ими вопроса о предоставлении на сумму такой задолженности отсрочки (рассрочки) по уплате (погашению) задолженности по земельному налогу в соответствии с положениями статей 481 и 482 НК.
Кроме того, ходатайства об освобождении юридических лиц от административных взысканий и уплаты пеней могут быть рассмотрены Межведомственной комиссией по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340.
<…>
Заместитель Председателя Заместитель Министра
Государственного комитета по налогам и сборам
по имуществу Республики Беларусь Республики Беларусь
А.В. Литреев Э.А. Селицкая
Разъяснение опубликовано 3 ноября 2016 г. на Интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).