Из письма в редакцию:
"При начислении амортизации в процессе эксплуатации основных средств в 2014 г. у организации возникли следующие ситуации.
Ситуация 1. На балансе организации числятся 2 здания 1969 г. постройки:
– амортизация одного здания была завершена в 2012 г.;
– амортизация второго здания не завершена. Срок полезного использования установлен равным нормативному и составляет 50 лет, фактический срок эксплуатации – 45 лет. Соответственно остаточный срок полезного использования в 2014 г. со-ставил 5 лет.
В мае 2014 г. завершена реконструкция этих 2 зданий, существенно улучшившая их техническое состояние и функциональные характеристики.
Ситуация 2. На балансе организации также числится здание 1990 г. постройки. Срок полезного использования установлен равным нормативному – 50 лет. Реконструкция здания завершена в марте 2014 г. Срок полезного использования после проведения реконструкции не пересматривался.
Возникли следующие вопросы относительно установления и пересмотра сроков амортизации указанных строений:
1. Существуют ли ограничения по установлению максимального и минимального срока полезного использования после завершения реконструкции полностью самортизированного здания?
2. Возможно ли при пересмотре срока полезного использования после завершения реконструкции выйти за пределы диапазона срока полезного использования, установленного в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6*?
___________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Например, можно ли в ситуации 1 установить остаточный срок полезного использования второго здания равным 30 годам, если фактически общий срок полезного использования составит 75 лет (45 + 30) и выйдет за пределы диапазона срока полезного использования (при нормативном сроке службы 50 лет срок полезного использования составит от 40 до 60 лет)?
3. Если после реконструкции здания срок полезного использования не пересматривался (не продлялся), имеет ли право организация пересмотреть срок полезного использования с 1 января 2015 г. в сторону уменьшения с учетом того, что по зданию ранее была проведена реконструкция?
Галина Сергеевна, бухгалтер"
Каковы условия определения срока полезного использования
Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия организации) вправе:
– определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств;
– если срок фактического использования объекта на дату приобретения, перехода к использованию нормативных сроков службы, установленных постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161, окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, определить в целях амортизации уплаченной стоимости приобретенного объекта основных средств нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Напомню, что срок полезного использования – ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
Срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.
При этом предусмотрено общее требование по установлению срока полезного использования: нижняя граница диапазона срока полезного использования не может быть менее 1 года (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Исключением из этого требования является случай возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым срок полезного использования определяет комиссия организации с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов.
Комиссия организации вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп. 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
С учетом данных норм рассмотрим подходы к установлению и пересмотру сроков полезного использования в указанных ситуациях.
Как определить срок полезного использования после реконструкции полностью самортизированного объекта
В случае модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки амортизируемая стоимость подлежит изменению: она увеличивается на сумму соответствующих затрат (п. 9 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, после проведенной реконструкции здание уже имеет остаточную (недоамортизированную) стоимость, которая должна амортизироваться в общеустановленном порядке. Начисление амортизации должно быть возобновлено с месяца, следующего за месяцем завершения реконструкции и вводом объекта в эксплуатацию.
При этом комиссия организации определяет остаточный срок полезного использования объекта. В данном случае она самостоятельно устанавливает период предполагаемой эксплуатации объекта основных средств после реконструкции. Отмечу, что Инструкция № 37/18/6 не предусматривает каких-либо ограничений при установлении срока полезного использования ранее самортизированного здания после его реконструкции.
Комиссия организации вправе выбрать любой период амортизации остаточной стоимости. Такой срок может быть установлен на период и менее 1 года (например, несколько месяцев).
Справочно: нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года, за исключением случая возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым срок полезного использования определяется комиссией организации с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Маскимальная (верхняя) граница срока полезного использования после реконструкции полностью самортизированного объекта основных средств не регламентрирована. В Вашем случае можно рекомендовать при установлении срока полезного использования все же оставаться в пределах верхней границы диапазона срока полезного использования для нового аналогичного здания (при нормативном сроке службы 50 лет такой максимальный срок полезного использования составит 60 лет). Объясняется это тем, что улучшение характеристик здания в результате его реконструкции вряд ли может позволить продлить срок его эксплуатации более, чем по новому аналогичному объекту.
Необходимым условием является лишь то, что срок полезного использования должен быть обоснованным и учитывать техническое состояние объекта, период возможного безопасного его использования, другие факторы, влияющие на возможности использования объекта в организации. Такое заключение может быть сделано только с учетом мнения представителей технических служб, входящих в состав комиссии организации.
Пересмотр срока полезного использования после завершения реконструкции
Если амортизация объекта не завершена, то после проведения реконструкции комиссия организации вправе произвести пересмотр сроков полезного использования объекта (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Следует отметить, что Инструкция № 37/18/6 не оговаривает порядок пересмотра срока полезного использования после проведения реконструкции и необходимость соблюдения диапазонов срока полезного использования при таком пересмотре.
В данном случае целесообразно учитывать то, что проведение реконструкции основных средств предполагает повышение технического уровня объектов, получение более высоких качественных и количественных показателей их использования (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6). Это может привести к увеличению периода возможной эксплуатации объекта в организации, т.е. срока полезного использования.
С учетом возможного улучшения качественных характеристик объекта после проведения реконструкции остаточный срок полезного использования может быть увеличен по решению комиссии организации с учетом возможного (более длительного) периода дальнейшей эксплуатации объекта. При этом общий срок полезного использования может выйти за пределы диапазонов, установленных в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6.
В рассматриваемой ситуации правомерно установить остаточный срок полезного использования равным 30 годам, если такой срок по мнению комиссии организации будет соответствовать техническому состоянию объекта, периоду возможного безопасного его использования. Указанный пересмотр правомерен в рамках законодательства, несмотря на то что общий срок полезного использования составит 75 лет и выйдет за пределы границ диапазона срока полезного использования.
Пересмотр срока полезного использования с начала года
Замечу, что пересмотр срока полезного использования после проведенной реконструкции является правом, а не обязанностью организации (п. 24 Инструкции № 37/18/6). Соответственно в ситуации 2 организация имеет право не пересматривать срок полезного использования после завершения реконструкции в марте 2014 г.
Пунктом 24 Инструкции № 37/18/6 также установлено право организации осуществить пересмотр срока полезного использования с начала отчетного года. Данным правом организация может воспользоваться независимо от ранее проведенных работ по реконструкции здания и ее результатов. Пересмотр сроков полезного использования с начала года может быть проведен как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения. Ограничений в данном случае Инструкция № 37/18/6 не содержит.
Таким образом, независимо от того, что по зданию были проведены работы по реконструкции (завершены в марте 2014 г.), организация будет иметь право пересмотра срока полезного использования с 1 января 2015 г., в т.ч. в сторону уменьшения.
Искренне Ваша, Ольга Павловна