1. Постановление № 571/9 перенесло срок установки СКНО в кассовое оборудование, используемое в торговых объектах с торговой площадью 650 м2 и более, еще на 7 месяцев.
Новый срок могут применить организации, заключившие договоры с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Справочно: установка, обслуживание, снятие СКНО осуществляются РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» на основании гражданско-правового договора, заключенного между этим предприятием и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) кассового оборудования (п. 3 Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9).
Основанием для принятия нового срока послужили следующие причины.
Сроки поэтапного подключения кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) путем установки в кассовое оборудование СКНО определены подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16.
В настоящее время к СККО подключены 2 категории кассового оборудования субъектов хозяйствования, осуществляющих:
– торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающих на автозаправочных станциях услуги |*|;
– деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси.
Как ранее, так и сейчас продолжаются работы по подключению к СККО кассового оборудования, установленного в торговых объектах с торговой площадью менее 650 м2 и более.
Вместе с тем при подключении кассового оборудования, используемого в указанных торговых объектах, к СККО возникли риски срыва определенных постановлением № 924/16 сроков (до 1 августа 2017 г.).
Так, организации и индивидуальные предприниматели (далее – организации) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр) (п. 3 Положения № 924/16*).
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением № 924/16.
Для обеспечения исполнения организациями этой обязанности:
1) производители (заявители) кассового оборудования должны доработать модели кассового оборудования для соответствия требованиям:
– государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия» (далее – СТБ 1364.0-2015), введенного в действие с 1 июля 2015 г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 11.06.2015 № 31;
– серии государственных стандартов Республики Беларусь СТБ 1364, приведенных в соответствие с СТБ 1364.0-2015, в отношении обеспечения требований к кассовому оборудованию для подключения и функционирования с СККО;
2) НПРУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (далее – БелГИСС) должно для включения в Государственный реестр новых моделей кассового оборудования, в т.ч. доработанных производителями, обеспечивающих подключение СКНО и функционирование с СККО, провести их испытание и экспертизу;
3) Госстандарт должен принять соответствующее постановление.
В то же время модернизация кассового оборудования их производителями сопряжена с большими затруднениями. И это несмотря на то, что СТБ 1364.0-2015 был принят 2 года назад.
Справочно: модели (модификации) кассового оборудования включаются в Государственный реестр при условии соответствия кассового оборудования требованиям государственных стандартов (п. 7 Положения № 738*).
Испытания и экспертизы на соответствие кассового оборудования государственным стандартам Республики Беларусь для его включения в Государственный реестр проводятся юридическим лицом, определенным Госстандартом в порядке, установленном Положением № 738.
Срок проведения испытаний и экспертизы – до 30 рабочих дней (п. 5 Положения № 924/16).
__________________________
* Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2002 № 738 (далее – Положение № 738).
По состоянию на 6 июля 2017 г. в Государственный реестр включено лишь:
– 7 платформ кассовых терминалов с 8 пакетами прикладных программ;
– 12 платформ POS-систем с 38 пакетами прикладных программ, обеспечивающих возможность подключения СКНО и функционирования с СККО с областью применения «торговля», в т.ч. в торговых объектах с торговой площадью 650 м2 и более.
Продолжается работа по доработке производителями моделей (модификации) кассового оборудования для обеспечения возможности подключения СКНО и функционирования с СККО и их включению в Государственный реестр.
На испытаниях и экспертизе в БелГИСС находится еще ряд моделей (модификаций) кассового оборудования, в т.ч. кассовых суммирующих аппаратов, кассовых терминалов и POS-систем с пакетами прикладных программ, обеспечивающего возможность подключения СКНО и функционирования с СККО, в т.ч. и моделей (модификации), которые используются в т.ч. в торговых объектах с торговой площадью 650 м2 и более.
Возможно, что по результатам этих испытаний какое-то оборудование опять же будет отправлено на доработку.
Соответственно вышеуказанные мероприятия не позволяют организациям, осуществляющим продажу товаров в торговых объектах с торговой площадью 650 м2 и более, соблюсти сроки установки СКНО, определенные постановлением № 924/16 |*|.
* Порядок приема розницей авансовых платежей через КСА доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Это вызвало необходимость принятия постановления № 571/9, которое учло:
– цели создания СККО – обеспечение возможности максимального сохранения имеющегося в настоящее время в республике парка кассового оборудования путем доработки в нем программного обеспечения;
– требования Указа № 78*:
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» (далее – Указ № 78).
о создании благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения бесперебойной работы объектов торговли и оказания услуг путем соблюдения экономии ресурсов организаций всех форм собственности;
оптимизации и сокращении расходов;
эффективном использовании имеющегося оборудования;
изыскании дополнительных источников экономии средств и мобилизации резервов.
2. Постановление № 571/9 перенесло на 6 месяцев срок установки СКНО по кассовому оборудованию, по которому еще не наступили этапы подключения кассового оборудования к СККО.
Этим сроком можно воспользоваться при заключении договора с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Основанием для принятия нового срока послужило то, что вышеуказанные проблемы по доработке производителями кассового оборудования для обеспечения возможности подключения СКНО и функционирования с СККО могут возникнуть и в отношении иных моделей, применяемых в разных сферах деятельности (при осуществлении розничной торговли в небольших торговых объектах, в объектах оказания бытовых услуг населению и т.д.).
Кроме того, необходимо будет перед установкой СКНО в кассовое оборудование, используемое в этих объектах, провести определенные работы по его модернизации для обеспечения подключения СКНО и функционирования с СККО.
Такие работы могут коснуться значительной части парка кассового оборудования, используемого в настоящее время организациями в Республике Беларусь, на протяжении всего периода установки в кассовое оборудование СКНО и подключения его к СККО (до 1 февраля 2019 г.).
Новый срок позволит обеспечить установку СКНО в плановом режиме, последовательно по мере готовности кассового оборудования.
3. Постановление № 571/9 перенесло срок замены кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, и запрета, связанного с данным сроком, до 1 июля 2018 г. (было до 1 января 2018 г.).
До принятия комментируемого постановления организациям было запрещено использовать кассовое оборудование по истечении 6 лет с даты первой регистрации кассового оборудования в налоговом органе |*| по месту постановки на учет организации (за исключением моделей (модификаций) кассового оборудования с установленным СКНО) (п. 24 Положения № 924/16).
Соответственно для реализации указанной нормы был определен срок замены этого оборудования – до 1 января 2018 г. (подп. 2.4 п. 2 постановления № 924/16).
Однако парк кассового обрудования оказался не готов к тем срокам, которые определило постановление № 924/16.
В связи с этим потребовалось оперативное вмешательство в виде принятия комментируемого постановления № 571/9.
От редакции:
Новые и старые сроки установки СКНО