налогообложение
Возврат займа при переводе работника из головной организации в структурное подразделение
1 (92). Организация в марте 2014 г. выдала своему работнику денежный заем в размере 60 000 000 руб. сроком на 1 год. Согласно договору заем должен быть погашен единовременно не позднее чем за 1 день до окончания срока его действия путем внесения наличных денежных средств работником в кассу организации.
Организация в соответствии с п. 10 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) с указанной суммы исчислила и за счет собственных средств уплатила в бюджет подоходный налог в размере 7 200 000 руб.
В феврале 2015 г. данный работник был переведен на должность руководителя в структурное подразделение организации, являющееся юридическим лицом. При этом головной организацией (займодавцем) уступка права требования задолженности суммы займа новому кредитору (структурному подразделению) не произведена.
В установленный срок этим работником заем |*| головной организации возвращен не был.
* Условия, которые могут повлечь уплату подоходного налога с сумм займов, полученных от физических лиц, доступны для всех читателей GB.by
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
1.1. Должна ли организация исчислить с суммы невозвращенного займа подоходный налог и с какого момента?
Должна.
Заем не был возвращен в установленный срок, поэтому он признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
При невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 21 ст. 178 НК, дату фактического получения дохода определяют как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества (подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК).
1.2. Вправе ли организация в отношении невозвращенного займа применить льготу, определенную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК?
Вправе.
С учетом того что доход в виде невозвращенного займа не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, организация вправе при исчислении подоходного налога применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Так как на момент получения плательщиком дохода организация не являлась для него местом основной работы, размер льготы составит 870 000 руб. (абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
При этом налогооблагаемый доход при условии, что размер льготы не был использован на другие цели ранее, составит 59 130 000 руб. (60 000 000 – 870 000). С него должен быть удержан подоходный налог в размере 7 686 900 руб. (59 130 000 × 13 % / 100 %).
1.3. Что должна сделать головная организация, чтобы избежать нарушений налогового законодательства?
Направить заявление в налоговый орган.
Из ситуации, изложенной в вопросе, следует, что физическое лицо на момент получения дохода уже не является работником головной организации. Соответственно она не может удержать с его доходов налог, поскольку не производит ему никаких выплат. В этом случае:
1) головная организация обязана направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц (данная обязанность должна быть выполнена в 30-дневный срок со дня выявления организацией указанного факта);
2) налоговый орган, получив указанное сообщение, должен в 30-дневный срок со дня его получения вручить плательщику извещение на уплату подоходного налога;
3) плательщик должен произвести уплату подоходного налога в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.
Если плательщик уплатит подоходный налог, то налоговый орган по месту постановки на учет такого плательщика должен в течение 30 дней со дня уплаты направить письменное сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога:
– налоговому агенту, направившему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу;
– налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.
Указанное письменное сообщение налогового органа является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога с физических лиц за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (п. 2 ст. 181 НК) |*|.
* Перечень документов, применяемых при исчислении и уплате подоходного налога, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Порядок уплаты подоходного налога при коммерческом займе
2 (93). Организация в марте 2015 г. реализовала своему работнику по договору с рассрочкой оплаты на 1 год строительный инструмент, числящийся в составе оборотных средств, стоимостью 39 840 000 руб.
Необходимо ли организации с указанной стоимости инструмента исчислить и за счет собственных средств уплатить в бюджет подоходный налог?
Нет.
Налоговые агенты при выдаче физическим лицам займов, кредитов должны исчислить подоходный налог и уплатить его в бюджет за счет собственных средств не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита |*| (часть третья п. 10 ст. 175 НК).
* Подборка нормативных документов, позволяющих организации правильно выдать заем и исчислить с него налоги, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Данная норма не действует в отношении индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов) и займов (кредитов), указанных в части четвертой п. 10 ст. 175 НК.
К последним относится, в частности, коммерческий заем (абз. 7 части четвертой п. 10 ст. 175 НК).
К коммерческим займам относятся случаи аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 770 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ГК)).
Следовательно, реализацию организацией своему работнику строительного инструмента в рассрочку необходимо расценивать как коммерческий заем |*|.
* Порядок уплаты подоходного налога при приобретении работником у организации автомобиля в рассрочку доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Таким образом, организации не требуется с указанной стоимости инструмента исчислять и за счет собственных средств уплачивать в бюджет подоходный налог.
НДС и налог на прибыль при безвозмездной передаче имущества
3 (94). Организация, находящаяся в коммунальной собственности, по решению Мингорисполкома безвозмездно передала свое имущество организации республиканской формы собственности.
Производится ли исчисление НДС и налога на прибыль в случае такой безвозмездной передачи имущества?
Не производится.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль. Валовой прибылью в целях гл. 14 НК признается для белорусских организаций сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (пп. 1 и 2 ст. 126 НК).
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяют как положительную (отрицательную) разницу между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении (п. 1 ст. 127 НК). Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются, если иное не установлено НК, исходя из цен сделок, корректируемых в случаях, установленных ст. 301 НК.
При налогообложении прибыли не учитывают выручку и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемой реализацией в соответствии с подп. 2.1–2.3, 2.5–2.8 п. 2 ст. 31 НК (п. 5 ст. 127 НК).
Не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача имущества, товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп. 2.1 п. 2 ст. 31 НК).
Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы (ст. 213 ГК).
Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 ГК).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству (ст. 210 ГК).
С учетом изложенного безвозмездная передача имущества из коммунальной собственности в республиканскую является безвозмездной передачей в пределах одного собственника, поскольку оба вида собственности относятся к государственной собственности (собственности Республики Беларусь). Такая безвозмездная передача не является выручкой от реализации. Следовательно, она не подлежит обложению НДС и налогом на прибыль. При этом надо помнить, что при такой безвозмездной передаче не учитываются и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Сдача в аренду строительной техники на объекте жилищного строительства и НДС
4 (95). Организация сдает в аренду строительную технику (башенные краны, автокраны, механизмы), которые используются на строительстве объектов жилищного фонда, и заключает договоры аренды строительных машин и механизмов с экипажем с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию машин и механизмов.
Применяется ли к таким договорам освобождение от обложения НДС по Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 138)?
Применяется.
Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда |*|, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
* Информация о том, как воспользоваться льготами по НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС, приведен в приложении 1к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Перечень № 138).
От обложения НДС освобождается предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ. В соответствии с нормами законодательства строительная техника может быть предоставлена подрядчику как по договору аренды, так и по договору аренды с экипажем (п. 9 Перечня № 138).
Исходя из изложенного по договору аренды строительных машин и механизмов (оборудования) с экипажем с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию машин и механизмов организация вправе применить льготу в соответствии с подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК.
Монтаж строительных машин и НДС
5 (96). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
На перебазирование и монтаж строительных машин (башенных кранов) и механизмов заключается договор строительного подряда.
Распространяется ли льгота по НДС по Указу № 138 на данный вид услуг?
Не распространяется.
С учетом ответа на предыдущий вопрос и того, что в Перечне № 138 отсутствуют такие виды работ, как монтаж, демонтаж, перебазирование строительных машин и механизмов, предоставляемых для выполнения работ на объектах жилищного фонда в рамках действия договора, указанные работы подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке |*|.
* Информация об изменениях в исчислении НДС в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Акцизы, включаемые в затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении
6 (97). Организация предъявила покупателю подакцизных товаров сумму акцизов в товарно-транспортной накладной ТТН-1. Покупатель использовал приобретенные товары в производстве неподакцизных товаров |*|.
* Примеры исчисления и уплаты акцизов при использовании давальческого сырья доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Имеет ли право покупатель этих товаров включить сумму акцизов в затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, если оплата этих товаров еще не была осуществлена их поставщику?
Имеет.
Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь при производстве и (или) реализации продукции, товаров:
– либо включается в затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении;
– либо относится на увеличение стоимости указанных подакцизных товаров (п. 1 ст. 122 НК).
Исключением являются суммы акцизов, уплаченные:
– на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 122 НК).
В этом случае такой суммой признается сумма акцизов, указанная продавцом в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК, и (или) сумма акцизов, исчисленная плательщиком при использовании подакцизных товаров на собственные нужды (часть вторая п. 2 ст. 122 НК);
– при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, – в случае их последующей реализации на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 122 НК).
В данном случае такой суммой признается сумма акцизов, взимаемая таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, либо сумма акцизов, уплаченная при ввозе подакцизных товаров с территории государств – членов Таможенного союза (часть третья п. 2 ст. 122 НК) |*|.
* Разъяснение МНС, определяющее алгоритм действий плательщиков косвенных налогов в ЕАЭС (импортеров, экспортеров), доступно для всех читателей GB.BY
Ситуация, изложенная в вопросе, не подпадает под указанные исключения.
Следовательно, предъявленная продавцом в накладной сумма акцизов включается у покупателя в затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, независимо от факта их оплаты поставщику, так как сумма акцизов, указанная продавцом в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК, является уплаченной, что отвечает условиям, установленным п. 1 ст. 122 НК.
Уплата "ввозного" НДС по арендованной строительной технике
7 (98). Организация по договору аренды временно ввозит в Республику Беларусь из Германии строительную технику.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
7.1. Каков порядок применения "ввозного" НДС |*| к указанным товарам?
* Порядок уплаты "ввозного" НДС таможенным органам доступен для подписчиков электронного "ГБ":
При ввозе товаров по договорам аренды применяется таможенная процедура временного ввоза (допуска).
Справочно: временный ввоз (допуск) – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты "ввозных" таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).
При временном ввозе применяется:
1) либо полное условное освобождение от "ввозного" НДС ("ввозных" таможенных пошлин, акцизов).
При таком освобождении НДС не уплачивается вовсе. Его случаи определены, в частности, решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки".
Вышеуказанному полному освобождению подлежат, в частности:
– товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров);
– образцы товаров, остающиеся в собственности иностранного лица и предназначенные исключительно для целей получения заказов на товары такого типа. При этом количество товарных образцов не должно превышать 2 экземпляров каждого типа, марки, модели, артикула, фасона, окраски и т.п.;
– рекламные материалы (каталоги, прейскуранты и коммерческие проспекты, модели, плакаты, планшеты, брошюры), ввозимые иностранным лицом. Такое освобождение предоставляется, если для каждого получателя эти материалы ввозятся не более чем в 2 экземплярах либо их общий вес брутто не превышает 5 кг;
2) либо частичное условное освобождение от "ввозного" НДС ("ввозных" таможенных пошлин, акцизов).
При таком освобождении НДС уплачивается, но в размере меньшем, чем при обычном импорте. Его сумма определяется в размере 3 % (за каждый полный и неполный календарный месяц (январь, февраль, март и т.д.) нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза) от суммы НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 282 ТК ТС).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации к ввозимой технике будет применяться частичное условное освобождение от НДС.
Соответственно при таможенной стоимости техники в размере 1 млрд. руб., ставке ввозной таможенной пошлины 0 % и сроке временного ввоза 6 полных календарных месяцев подлежащая уплате сумма "ввозного" НДС составит 36 млн. руб. ((1 млрд. бел. руб. × 20 % / 100 %) × (3 % / 100 %) × 6 месяцев).
7.2. В какие сроки организация должна уплатить НДС при временном ввозе?
По выбору декларанта (плательщика).
При временном ввозе суммы НДС уплачиваются по выбору декларанта (плательщика):
– разово – при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры;
– периодически, но не реже 1 раза в 3 месяца (периодичность уплаты сумм НДС определяется декларантом с согласия таможенного органа), до начала каждого соответствующего периода (ст. 282 ТК ТС).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации НДС может быть уплачен единожды в размере 36 млн. руб. при помещении строительной техники под процедуру временного ввоза либо частями (каждые 3 месяца, каждые 2 месяца либо каждый месяц, но до начала соответствующего периода) |*|.
* Порядок оформления отсрочки на уплату "ввозного" НДС и иных таможенных платежей доступен для подписчиков электронного "ГБ"
7.3. Вправе ли организация вернуть уплаченный НДС при обратном вывозе временно ввезенной строительной техники?
Не вправе.
Такой возврат НДС не предусмотрен нормами ТК ТС и иными актами законодательства.
Возврату может подлежать только излишне уплаченная сумма НДС. Таковой в рассматриваемой ситуации она может являться в случае более раннего завершения срока действия процедуры временного ввоза (допуска), чем он установлен по таможенной декларации. Например, в случае завершения процедуры в марте, а обратного вывоза в январе сумма НДС за 2 месяца (февраль, март) будет подлежать возврату |*|.
* Вопросы исчисления НДС в 2014 г., в т.ч. при временном ввозе оборудования, доступны для всех читателей GB.BY
Справочно: возврат и (или) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей в соответствии со ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" осуществляются в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Такие порядок и сроки определены ст. 60–61 НК. В частности, излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. При этом заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Зачет переплаты таможенной пошлины в счет уплаты процентов по НДС невозможен
8 (99). Промышленное предприятие воспользовалось отсрочкой уплаты НДС |*| при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления технологического оборудования, ввезенного в Республику Беларусь. Законодательством предусмотрено, что за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты. В то же время предприятие имеет переплату по уплате процентов по ввозной таможенной пошлине (код платежа в бюджет – 52600).
* Информация о порядке расчета и исчисления таможенного НДС доступна для всех читателей GB.BY
Можно ли зачесть указанные проценты в счет погашения процентов по НДС?
Нельзя.
Денежные средства, уплаченные на единый счет по ввозной таможенной пошлине (код платежа в бюджет – 2601), пени и проценты по ввозной таможенной пошлине не рассматриваются в качестве авансовых платежей.
Суммы процентов и пеней, начисленные на сумму ввозных таможенных пошлин, не могут быть зачтены в счет погашения процентов и пеней по иным пошлинам, налогам и сборам.
Справочно: авансовые платежи – это денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком по конкретным видам и суммам вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. 73 ТК ТС).
Николай Дубинский, канд. техн. наук
расчеты
Погашение задолженности ЧУП его собственником
9 (100). ЧУП имеет задолженность перед банком по банковскому кредиту. Одновременно учредитель ЧУП – физическое лицо имеет задолженность перед другим банком по льготному кредиту, полученному на строительство жилья.
Может ли учредитель – физическое лицо, досрочно погасив задолженность перед вторым банком по жилищному кредиту, передать построенную квартиру первому банку (напрямую или продав в денежной форме) в качестве отступного в счет погашения задолженности ЧУП?
В течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита – нет.
Не подлежат отчуждению жилые помещения, построенные или приобретенные с привлечением льготных кредитов, до полного погашения таких кредитов. Такая норма установлена в ст. 72 Жилищного кодекса РБ.
В приведенной ситуации нужно учитывать также положения Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений". В нем установлено, что продажа жилых помещений |*|, их частей (если осуществлен раздел жилого помещения), а также долей в праве собственности на эти жилые помещения, построенные (реконструированные) или приобретенные с привлечением льготного кредита:
* Информация о продаже квартиры, полученной в качестве отступного, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
а) до полного его погашения – не допускается;
б) в течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита – может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.
При отказе соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в покупке жилого помещения (его частей, долей в праве собственности), построенного (реконструированного, приобретенного) с привлечением льготного кредита, продажа, дарение либо обмен указанного жилого помещения (его частей, долей в праве собственности) в течение 5 лет со дня досрочного погашения кредита осуществляется с разрешения этого исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т.п.) или в случае улучшения жилищных условий собственником жилья путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения. До погашения льготного кредита решение исполнительного и распорядительного органа, местной администрации о дарении или об обмене упомянутого жилого помещения (его частей, долей в праве собственности) может приниматься только с согласия открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" в порядке, установленном законодательством.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Установка КСА в объекте бытового обслуживания
10 (101). В объекте бытового обслуживания населения работает не более 1 человека в смену, непосредственно оказывающего бытовые услуги.
Надо ли в таком объекте устанавливать платежный терминал?
Не надо.
Вопросы установки и использования платежных терминалов, в т.ч. в объектах бытового обслуживания населения, регулирует в числе прочих постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" (далее – постановление № 924/16) |*|.
* Все последние изменения законодательства в части приема наличных денег и использования кассового оборудования доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Организации обязаны установить платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы "БЕЛКАРТ", эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах, указанных в приложении 1 к постановлению № 924/16 (подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16).
Справочно: приложение 1 к постановлению № 924/16 содержит перечень объектов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы (далее – перечень).
Среди них – объекты бытового обслуживания населения, за исключением объектов:
– расположенных в сельских населенных пунктах с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену;
– с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену (п. 3 перечня).
С учетом изложенного в объекте бытового обслуживания населения (независимо от места его расположения) с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену обязанность установки платежного терминала отсутствует |*|.
* Перечень основных документов, регулирующих порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денег, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Информирование органов по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест
11 (102). Комитет по труду, занятости и социальной защите выявил факт наличия в штатном расписании организации свободных рабочих мест. О наличии вакансий названный орган нанимателем был уведомлен, но с опозданием.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Предусмотрена ли ответственность за данное нарушение?
Предусмотрена.
Наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты (ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь").
Несоблюдение этой обязанности влечет административную ответственность организации в виде штрафа до 100 базовых величин, а ее должностного лица – от 20 до 50 базовых величин (ч. 3 ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – КоАП).
Данное административное правонарушение относится к числу длящихся (ст. 2.6 КоАП).
11.2. Существуют ли какие-либо юридические основания для освобождения от ответственности, ведь организация впоследствии направила уведомление?
Прежде всего укажем, что установлены предельные сроки наложения административного взыскания:
– не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения;
– за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (ст. 7.6 КоАП).
Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности |*| в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным, т.е. содержащим признаки какого-либо административного правонарушения, но причинившим незначительный вред охраняемым правам и интересам (ст. 8.2 КоАП).
* Информация об изменениях в привлечении юридических лиц к административной ответственности доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Наконец, возможно освобождение от ответственности по ст. 8.3 КоАП с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность. К числу последних относится, в частности, "предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения" (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП). Однако по данной статье могут быть освобождены от ответственности только физические, а не юридические лица.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Уплата пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении
12 (103). Можно ли организации уплатить государственную пошлину |*| за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства (далее – АИС "Расчет")?
* Информация об уплате пошлины за допуск транспортного средства доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Можно.
Уплату платежей в республиканский бюджет в безналичном порядке можно производить посредством АИС "Расчет". Факт уплаты платежа в бюджет посредством АИС "Расчет" подтверждается наличием информации о таком платеже в данной системе. В качестве номера документа, подтверждающего уплату платежа в бюджет посредством АИС "Расчет", используют учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве. Информация о номере операции (транзакции) предоставляется плательщику путем размещения ее в документе, подтверждающем совершение платежа (квитанция, чек, карт-чек). Данный порядок предусмотрен в п. 9 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по доходам, утвержденной постановлением Минфина и Нацбанка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171 (далее – Инструкция № 143/171).
Сведения о платежах, принятых посредством АИС "Расчет", предоставляются клиентам казначейства, государственным органам (организациям) Нацбанком в порядке, определенном договором подключения клиента казначейства, государственного органа (организации) к АИС "Расчет" (п. 40 Инструкции № 143/171).
Клиенту казначейства передают информацию о проведенных операциях по платежам в республиканский бюджет в виде выписки из его лицевого счета, которая должна содержать обязательные реквизиты, в т.ч. и дату поступления в банк расчетного документа плательщика, дату приема платежа в бюджет в АИС "Расчет" (п. 47 Инструкции № 143/171).
Государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении следует уплачивать до подачи документов для прохождения государственного технического осмотра транспортного средства.
Справочно: выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении выдается республиканским унитарным сервисным предприятием "Белтехосмотр" Минтранса по месту проведения государственного технического осмотра транспортного средства (Положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630 "О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О дорожном движении").
Поскольку вышеуказанное разрешение выдается работниками РУП "Белтехосмотр", вопрос об организации процесса уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении посредством АИС "Расчет", поступающей в доход республиканского бюджета, решается данной организацией путем заключения соответствующего договора с Нацбанком.
Факт уплаты госпошлины посредством системы АИС "Расчет" должен быть подтвержден наличием в системе информации, подтверждающей ее зачисление (п. 4 ст. 251 НК).
В 2015 г. государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении с организаций и физических лиц подлежит уплате в республиканский бюджет на счета главных управлений, открытые для зачисления платежей, контроль за уплатой которых осуществляется налоговыми органами по месту выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении или по месту жительства (регистрации) физического лица, по месту постановки организации на учет (коды платежей 3005, 3006) и учитывается в доходах республиканского дорожного фонда.
Людмила Горбачева, экономист